Часть 4. Система органов государственной власти в сфере недропользования

 

Гос. управление отношениями недропользования осуществляется:

1) Президентом РФ;

2) Правительством РФ;

3) Федеральными органами РФ;

4) Органами гос. власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

Гос. управление осуществляется через органы гос. власти.

Структура органов гос. власти РФ:

В соответствии со ст.10 Конституции РФ от 12.12.1993г гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на:

1) Законодательную;

2) Исполнительную;

3) Судебную.

Принцип разделения властей: органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно осуществляют свои полномочия и не зависят друг от друга.

Структура органов гос. власти РФ:

1) Президент РФ: глава государства и гарант Конституции;

2) Органы законодательной власти:

Федеральное собрание:

· Госдума федерального собрания;

· Совет федерации Федерального собрания.

3) Органы исполнительной власти:

· Правительство РФ;

· Министерства РФ, агентства, службы, комитеты.

4) Органы судебной власти:

· суды различной юрисдикции: Конституционный, Верховный, арбитражный; суды субъектов.

1) Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции, осуществляет верховную власть в стране.

· Назначает Правительство (председателя - с согласия госдумы);

· Принимает указы и распоряжения по вопросам, не урегулированным законами и требующим законодательного решения и не противоречащим Конституции (пример: Указ президента РФ от 22 ноября 1994 г №2099 "О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа");

· Утверждает доктрины и стратегии по важнейшим направлениям деятельности государства: Военная доктрина, Морская доктрина (утверждаются указом Президента).

2) Правительство РФ является высшим исполнительным органом гос. власти РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены статьёй 18 Федерального конституционного закона РФ "О Правительстве РФ".

Правительство РФ в сфере недропользования и охраны окружающей среды:

· Обеспечивает проведение единой гос. политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

· Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

· Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

· Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

3) Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ)

Основные направления деятельности ФОИВ при осуществлении гос. регулирования:

· Выработка гос. политики в сфере недропользования:

· Разработка стратегий и концепций развития отрасли и ее элементов;

· Разработка и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области недропользования;

· Организационное обеспечение процесса недропользования (правоприменительная практика):

· Оказание гос. услуг в сфере недропользования;

· Организационное обеспечение процесса предоставления права пользования участками недр;

· Надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере недропользования, включая надзор за проведением работ в сфере недропользования:

· Государственный геологический контроль;

· Горный надзор;

· Разрешительная деятельность в сфере недропользования.

3.1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию деятельности подведомственных ему агентства и службы:

1) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

3) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

4) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

5) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурс).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

· Функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра;

· Функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся государственной экологической экспертизы.

Полномочия Минприроды России установлены в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.05.2008г №404.

В соответствии с этим положением Минприроды осуществляет свою деятельность по формированию гос. политики в сфере недропользования и охраны окружающей среды.

Свои функции осуществляет непосредственно во взаимодействии с другими ФОИВ и органами власти субъектов РФ.

Территориальных органов не имеет.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет полномочия по принятию следующих нормативно правовых актов в установленной сфере деятельности:

1. Порядок гос. учета и порядок гос. реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и линцензий на пользование участками недр.

2. Порядок постановки запасов ПИ на гос. баланс и их списания с гос. баланса.

3. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр.

4. Классификация запасов и прогнозных ресурсов ПИ по видам полезных ископаемых.

5. Методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений ПИ и участков недр по видам ПИ.

6. Порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся гос. собственностью.

7. Форма бланка лицензии на пользование недрами.

8. Региональные перечни видов ПИ, относимых к общераспространенным.

3.2) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию гос. услуг и управление гос. имуществом в сфере недропользования и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Положение о Федеральном агентстве по недропользованию утверждено постановлением Правительства РФ 17.06.2004г №293.

В положении определяются полномочия Роснедр по выполнению полномочий в установленной сфере деятельности.

Свои функции осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими ФОИВ и органами власти субъектов РФ.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует:

1. Государственное геологическое изучение недр, посредством:

1) организации и проведения регионального геологического изучения за счет средств федерального бюджета;

2) предоставления участков недр в пользование для целей геологического изучения за счет средств недропользователей на основе лицензирования пользования недрами;

2. Проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

3. Проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений ПИ и участков недр;

4. Проведение гос. экспертизы информации о разведанных запасах ПИ, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет:

1. Организационное обеспечение гос. системы лицензирования пользования недрами;

2. Отнесение запасов ПИ к кондиционным или некондиционным запасам;

3. Предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

4. Выдачу заключений об отсутствии ПИ в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление постройки площадей залегания ПИ, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

5. Учет поступающих заказов на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

6. Принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;

7. Принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;

8. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

9. Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;

10. Принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере недропользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;

11. Установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр.

12. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений ПИ и государственного баланса запасов ПИ, обеспечение в установленном порядке постановки запасов ПИ на гос. баланс и их списание с гос. баланса;

13. Ведение гос. учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи ПИ, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

14. Организационное обеспечение деятельности комиссии по согласованию технических проектов по разработке месторождений.

3.3) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

· По контролю и надзору в сфере природопользования;

· По контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды;

· По охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания,

и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Положение о Федеральной утверждено постановление Правительства РФ от 30.07.2004г №400.

В Положении определяются полномочия Роспроднадзора по выполнению полномочий в установленной сфере деятельности.

Свои функции осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими ФОИВ и органами власти субъектов РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

1. Осуществляет контроль и надзор:

1) За геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РФ;

2) За соблюдение законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

3) За рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

2. Осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;

3. Осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); контроль и надзор осуществляется посредством проведения проверок;

4. Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

1) Экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, и в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ;

2) Создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок;

3) Проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов;

4) Прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ в пределах своей компетенции.

3.4) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и находится в ведении Минприроды России.

Положение о Федеральной утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г №404.

В положении определяются полномочия Ростехнадзора по выполнению полномочий в установленной сфере деятельности.

Свои функции осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими ФОИВ и органами власти субъектов РФ.

Ростехнадзор:

1. Осуществляет контроль и надзор:

1) За соблюдение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

2) За безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

2. Выдает разрешения:

1) На хранение и применение взрывчатых материалов промышленного значения и на ведение работ с указанными материалами;

2) На обращение с пожароопасными материалами;

3) Утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Организует и ведет:

1) Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

2) Государственный кадастр отходов и гос. учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов;

3) Государственную экологическую экспертизу федерального уровня в порядке, установленном законодательством РФ.

Лицензирование

Государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством государственной системы лицензирования пользования недрами.

Государственная система лицензирования пользования недрами регулирует организационно-правовые вопросы предоставления участков недр в пользование.

Лицензирование - это гос. система предоставления в пользование участков недр.

Регулирование осуществляется в соответствии с Разделом 2 Закона РФ "О недрах".

Государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством учета за изучением и пользованием недрами.

Учет ведется посредством:

1) Статистического учета: установленные для недропользователей формы статистической отчетности;

2) Бухгалтерского учета;

3) Ведения гос. баланса запасов полезных ископаемых;

4) Составления и ведения кадастра месторождений и других геологических объектов;

5) Ведения реестра по регистрации работ на проведение геологического изучения.

Более подробно в следующей лекции.


Тема "Предоставление права пользования участками недр"

 

1. Виды пользования недрами;

2. Сроки пользования недрами;

3. Участки недр, предоставляемые в пользование;

4. Участки недр федерального значения. Требования к субъектному составу пользователей недр.

5. Федеральный фонд резервных участков недр.

 

Часть 1. "Виды пользования недрами"

 

Пользование недрами - хозяйственная деятельность, осуществление субъектом предпринимательской деятельности на участке недр, предоставленном в пользование на определенный срок и в соответствии с целевым назначением, установленным в лицензии на пользование недрами.

Статья 6 Закона РФ "О недрах" определяет следующие виды пользования недрами:

1) Региональное геологическое изучение:

· Региональные геолого-геофизические работы;

· Геологическую съемку;

· Инженерно-геологические изыскания;

· Научно-исследовательские работы;

· Палеонтологические работы;

· Работы, направленные на общее геологическое изучение недр;

· Геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

· Работы по созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;

· Иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

2) Геологическое изучение:

· Поиск и оценка месторождений ПИ;

· Геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

3) Разведки и добычи ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

5) Образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, и иное значение (геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи ПИ (по совмещенной лицензии). При этом разведки и добыча ПИ могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр (опытно-промышленная эксплуатация), так и после его завершения (за исключением УНФЗ). Разведка и добыча ПИ на УНФЗ могут осуществляться только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

 

Часть 2. "Срочность пользования недр"

 

Срочность пользования недрами - один из принципов недропользования в РФ.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

 

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок для целей: Участки недр предоставляются в пользование без ограничения срока для целей:
Геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ
Добычи ПИ - на срок отработки месторождений ПИ, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения ПИ, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр Строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов
Добычи подземных вод - на срок до 25 лет Строительства и эксплуатации нефте - и газохранилищ
Добычи ПИ на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года Образования особо охраняемых геологических объектов

 

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр, при условии отсутствия нарушений условий пользования недрами, установленных в лицензионном соглашении, данным пользователем недр, в случае:

1) Необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения ПИ;

2) Выполнения ликвидационных мероприятий;

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственно регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

 

Часть 3. "Пользователи участков недр"

 

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона РФ "О недрах").

1) Участники недр федерального значения - имеется специфика. Максимально жесткий режим.

2) Участки недр, содержащие ОПИ. Либеральный режим. Специфика устанавливается законодательством субъектов РФ.

3) Участки недр с общим правовым режимом. Специфика устанавливается Законом РФ "О недрах".

 

Часть 4. "Участки недр, предоставляемые в пользование"

 

Совокупность используемых участков недр и неиспользуемых участков недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа составляет государственный фонд недр.

Участки недр, предоставленные в пользование в установленном порядке составляют распределенный фонд недр, а участки недр не предоставленные в пользование - не распределенный фонд недр.

В Законе "О недрах" выделены следующие виды участков недр:

1) Участки недр федерального значения;

2) Участки недр федерального фонда резервных участков недр;

3) Участки недр местного значения, включая участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ);

4) Иные участки недр.

Каждая из категорий имеет свой правовой режим.

Однако в существующем законодательстве не для всех участков недр сформирован правовой режим: не для всех видов участков недр выработаны критерии отнесения участков к данному виду.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О недрах" участки недр, предоставленные в пользование в виде горного и геологического отвода.

 

  Горный отвод - геометризованный блок недр Геологический отвод
По видам деятельности 1. Для пользования недрами для добычи ПИ. 2. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ. 3. Для образования особо охраняемых геологических объектов. Для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр. (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи ПИ или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей ПИ.)
По количеству пользователей Один пользователь недр (имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами). (Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществлять только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен). Несколько пользователей недр могут проводить работы на участке одновременно. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование
По глубине Ограничен по глубине Не ограничен по глубине

 

При определении границ горного отвода учитываются:

· Пространственные контуры месторождения ПИ;

· Положения участка строительства и эксплуатации подземных сооружений;

· Границы безопасного ведения горных и взрывных работ;

· Зоны охраны от вредного влияния горных разработок;

· Зоны сдвижения горных пород;

· Факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессами геологического изучения использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

После разработки технического проекта, документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Однако до настоящего времени порядок изменения границ горного отвода не установлен.

Готовятся поправки в Закон "О недрах", где этот вопрос будет более подробно и четко урегулирован.

Часть 5. "Участки недр федерального значения"

 

В 2008г были внесены поправки в Закон РФ "О недрах", которые установили правовой режим участков недр федерального значения (УНФЗ).

Были установлены:

· Критерии (статья 2.1) отнесения участков УНФЗ;

· Особенности субъектов состава (статья 9) пользователей участков недр;

· Особые основания возникновения права пользования этими участками (статья 10.1)

Правовой режим установлен статьей 2.1 Закона РФ "О недрах".

1. Цель создания: для обеспечения обороны и безопасности государства.

2. Критерии отнесения:

1) По содержанию определенных видов ПИ:

все участки, содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2) По объемам определенных ПИ:

месторождения, содержащие на основании сведений Государственного баланса начиная с 01.01.2006г:

· извлекаемые запасы нефти от 70 млн. т;

· запасы газа от 50 млрд. куб. м;

· запасы коренного золота от 50т;

· запасы меди от 500 тыс. т;

3) По месторасположению:

a) Участки недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

b) Участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

3. Перечни участков недр:

Перечень участков недр федерального значения должен публиковаться в официальном издании РФ (например, в Российской газете).

Порядок опубликования определяется Правительством РФ.

Участки недр федерального значения, перечень которых был официально опубликован, сохраняют свой статус участков недр федерального значения независимо от изменения указанных критериев.

4. Особенности субъектного состава пользователей:

1) Пользователями участков недр федерального значения (УНФЗ) континентального шельфа РФ могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, которые:

a) имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем 5 лет;

b) в которых доля РФ в уставных капиталах составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо ил косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящих на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

2) Пользователями недр УНФЗ, за исключением УНФЗ континентального шельфа, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

При этом Правительство РФ может установить дополнительные ограничения доступа к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ с участием иностранных инвесторов.

Такие ограничения установлены ФЗ от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

5. Основания возникновения права пользования участками недр федерального значения. (Рассмотрим в следующем в дальнейшем).

 

Часть 6. "Федеральный фонд резервных участков недр"

 

Правовой режим установлен статьей 2.2 Закона "О недрах".

1. Цель создания: обеспечение в перспективе потребностей РФ в запасах стратегических и дефицитных видов ПИ.

2. Какие участки включаются: не предоставленные в пользование участки недр.

3. Особенности пользования участками недр: участки не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

4. Порядок формирования фонда: фонд формируется и утверждается Правительством РФ по представлению Минприроды России: участки включаются и исключаются из фонда по решению Правительства РФ по представлению Минприроды России.

Исключение участков недр из данного фонда для предоставления в пользование происходит в случае возникновения необходимости обеспечить потребности РФ в стратегических и дефицитных ПИ.

В настоящее время Правила формирования Федерального фонда резервных участков недр (ФРУН) еще не сформированы.

В Правительстве РФ находится проект Правил, подготовленный заинтересованными ФОИВ, который будет утверждаться решением Правительства РФ.

В этом проекте сформированы следующие критерии формирования ФРУН:

1) Расположенные на территории с развитой транспортной, трубопроводной и добычной инфраструктурами;

2) Расположенные на земельных участках из состава земель обороны и безопасности;

3) Расположенные на особо охраняемых природных территориях;

4) Содержащие извлекаемые запасы нефти от 30 млн. тонн, за исключением месторождений газа.


Тема. "Система лицензирования пользования недрами как основа построения отношений недропользования в Российской Федерации"

 

1) Государственная система лицензирования: принцип функционирования;

2) Лицензия на пользование недрами и её содержание;

3) Внесение изменений в лицензионные соглашения;

4) Антимонопольные требования при пользовании недрами;

5) Права и обязанности пользователя недр.

 

Часть 1. "Государственная система лицензирования: принцип функционирования"

 

Государственная система лицензирования - одно из направлений реализации государственного регулирования отношений недропользования в РФ (ст.35 Закона РФ "О недрах").

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст.15 Закона РФ "О недрах").

Задачей государственной системы лицензирования является:

1) Обеспечение практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ;

2) Обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан РФ;

3) Обеспечение равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

4) Обеспечение необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования - это осуществление всех действий, связанных с оформлением, государственной регистрацией, выдачей лицензий, а также с процедурами внесения в них изменений и их досрочного прекращения.

Возложено на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы - Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (ст.16 Закона РФ "О недрах").

В отношении участков недр местного значения и содержащие ОПИ - возложено на органы государственной власти субъектов РФ.

Полномочия Федеральный орган управления государственным фондом недр (или его терроргана) при осуществлении организационного обеспечения государственной системы лицензирования:

1. Обеспечение функционирования государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ (участков недр местного значения и участков недр содержащих ОПИ).

2. Представлять в Правительство РФ предложения:

1) о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр федерального значения (УНФЗ);

2) о включении в Перечень УНФЗ, которые представляются без проведения конкурсов и аукционов:

a) УНФЗ континентального шельфа РФ;

b) УНФЗ, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф;

c) УНФЗ, содержащих газ;

3) о включении в Перечень УНФЗ для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;

4) о предоставлении права пользования такими участками недр без проведения конкурсов и аукционов;

3. осуществлять подготовку Перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование;

4. утверждать такие Перечни и условия предоставления участков недр, за исключением УНФЗ и участков недр, расположение которыми отнесено к компетенции субъектов;

5. осуществляют подготовку условий пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых относительно каждого участка недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ относительно участков недр, находящихся на их территории:

1. обеспечивать функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ;

2. осуществлять подготовку условий пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ;

3. представлять в ФОУГФН или его территориальные органы предложения:

· о формировании Программы лицензирования пользования участками недр;

· об условиях проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование участками недр.

Федеральный орган управления фондом недр (ФОУГФН) или его территориальные органы осуществляют оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ:

· осуществляют оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ;

1. Правительством РФ устанавливается порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами:

· для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

· при установлении факта открытия месторождения ПИ на УНФЗ или на участке недр, который отнесен к УНФЗ в результате открытия месторождения ПИ пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств (Постановление Пр-ва РФ от 27.11.2008 №897);

· для разведки и добычи ПИ или для геологического изучения недр, разведки и добычи ПИ, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов или аукционов УНФЗ континентального шельфа РФ, УНФЗ, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, УНФЗ, содержащем газ (Постановление Пр-ва РФ от 08.01.2009 №4).

2. ФОУГФН по согласованию ФОИВ, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития, устанавливается порядок рассмотрения заявок на получения права пользования недрами:

· для геологического изучения недр (за исключением недр на УНФЗ) (Приказ МПР РФ от 15 марта 2005 №61);

· для добычи подземных вод;

· для строительства нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;

· для образования особо охраняемых геологических объектов;

· для предоставления права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участками недр;

· для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

· при установлении факта открытия месторождения ПИ на участке недр, за исключением УНФЗ и участка недр, который отнесен к УНФЗ в результате открытия месторождения ПИ пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств (Приказ МПР РФ от 24 января 2005 №23).

 

Часть 2. "Лицензия на пользование недрами и её содержание"

 

Предоставление в пользование участков недр оформляется специальным государственным документом - лицензией.

Лицензия - это специальное государственное разрешение, включающее в себя установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст.11 Закона РФ "О недрах").

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанным в ней целевым назначением и видом работ в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право на проведение любых работ, соответствующих установленному целевому назначению и виду работ.

Основные приложения к лицензии:

1. Лицензионное соглашение;

2. Решение (приказ) уполномоченного органа государственной власти об оформлении и выдаче лицензии (с указанием основания возникновения права пользования недрами);

3. Схема расположения лицензионного участка и его координаты;

4. Письма ФОИВ о согласовании условий/или о наличии ООПТ на территории лиц участка;

5. Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Риск неполучения права пользования земельным участком лежит на пользователе недр.

Допускает представление лицензии на несколько видов пользования недрами.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать (ст.12 Закона РФ "О недрах"):

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основные предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовка технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидаций или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента регистрации лицензии.

Лицензия считается зарегистрированной с момента внесения записи о государственной регистрации в государственный реестр лицензий на пользование недрами.

Срок действия лицензии исчисляется со дня её регистрации в ФГУП Росгеолфонд, подведомственным Роснедрам.

Условия пользования недрами, закрепленные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия.

Государственный регистрационный номер состоит из серии, номера, аббревиатуры вида полезного ископаемого и аббревиатуры работ.

Серия регистрационного номера - аббревиатуру наименования субъекта РФ, на территории которого находится переданный в пользование участок недр.

Для участков недр, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ, серия регистрационного номера состоит из буквы "Ш" и двух букв, соответствующих названию моря.

Если переданный в пользование участок недр расположен на территории двух или белее субъектов РФ, серия регистрационного номера представляется по аббревиатуре наименования субъекта РФ, на территории которого располагается большая часть переданного в пользование участка недр.

Номер лицензии представляет собой 5-значное число, обозначающее порядковый номер лицензии в едином государственном реестре.

Роснедра ведет нумерацию с 10000 по 99999 номер (включительно), а территориальные органы Роснедр ведут нумерацию с 00001 по09999 номер (включительно).

Вид лицензии определяется двумя буквами:

1. первая буква обозначает вид полезного ископаемого:

Н - нефть, газ, конденсат;

Б - благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);

К - драгоценные камни и кристаллы (алмазы, пьезооптическое сырье, ювелирные кристаллы);

Т - твердые полезные ископаемые (включая уголь и радиоактивное сырье);

М - подземные минеральные воды, лечебные грязи;

В - другие подземные воды.

Кроме вида полезного ископаемого 1-ая буква может обозначать также:

З - захоронение вредных веществ и отходов;

О - использование отходов;

П - прочие лицензии (создание геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое значение; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и другие цели использования).

В случае, если в лицензии указаны два или более вида ПИ, первая буква в регистрационном номере проставляется по преобладающему виду.

2. Вторая буква обозначает вид работ:

П - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений ПИ, а также геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

Р - совмещенное пользование - для геологического изучения, разведки и добычи ПИ;

Э - разведка и добыча ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

Д - другие виды работ, не связанных с добычей ПИ:

· строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

· образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

· сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 

Часть 3. "Внесение изменений в лицензионные соглашения"

 

Допускаются при согласии пользователя недр и органа, выдавшего лицензию, либо в случаях установленных законодательством:

1. В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенных лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены на основании обращения пользователя недр (статья 12).

2. Пользователь недр имеет право обращаться в органы, представившие лицензию, по вопросу пересмотра условий лицензии, при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (статья 22).

 

Часть 4. "Антимонопольные требования при пользовании недрами"

 

Антимонопольные требования обеспечивают:

· равный доступ к недрам всех недропользователей;

· одинаковое не дискриминационное отношение к недропользователям со стороны органов государственной власти;

· равные возможности для всех недропользователей по осуществлению деятельности по освоению недр на всей территории РФ и ее континентальном шельфе.

Антимонопольные требования при пользовании недрами регулируются статьей 17 Законом РФ "О недрах".

Антимонопольное законодательство РФ в сфере торговли не применяется к отношениям в сфере пользования недрами.

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр.), направленные на:

1) ограничение доступа к участию юр. лиц и граждан в конкурсах или аукционах на право пользования недрами в соответствии с Законом РФ "О недрах" вопреки их условиям;

2) уклонение от предоставления лицензий любителям в конкурсе либо на аукционе;

3) замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

4) дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

5) дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Часть 5: "Основные права пользователя недрами"

Основные права и обязанности пользователей недр регулируются статьей 22 Закона РФ "О недрах".

Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащей действующему законодательству;

Для осуществления деятельности в соответствии с целью, обозначенной в лицензии, пользователь недр может привлекать любых подрядчиков.

При этом пользователь недр или привлекаемые им для проведения необходимых работ другие юридические и физические лица должны соответствовать предъявляемым законодательством требованиям о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденным государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на осуществление определенных видов деятельности.

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырьё, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством.

В общем случае добытое минеральное сырье является собственностью пользователя недр, осуществляющего добычу на лицензионном участке.

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания ПИ в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах геологического или горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции.

Пользователи недр обязаны:

1) соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

2) соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ "О недрах" разработка месторождений ПИ и пользование недрами в целях, не связанных с добычей ПИ, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технический проект разрабатывается недропользователем.

После разработки он должен, в случаях, установленных законодательством, получить положительное заключение государственной экспертизы и быть согласован в установленном порядке.

В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ "Он недрах" (в редакции ФЗ от 30.12.2008 №309-ФЗ), согласование технических проектов возложено на специальную Комиссию, образуемую ФОУГФН с участием органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений ПИ и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам ПИ и видам пользования недрами.

Технический проект разработки месторождения - это документ, на основании которого происходит разработка месторождения.

Он содержит:

· схему разработки месторождения, включая схему разбуривания и определение фонда добычных и нагнетательных скважин;

· КИН;

· Уровни добычи по годам;

· Сроки разработки месторождения.

Для строительства скважин и элементов обустройства будут разрабатываться самостоятельные проекты, которые являются обязательными объектами для государственных экспертиз.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов.

Ведется работа по формированию Комиссии, ее регламента работы, по разграничению полномочий между центральной Комиссией и ее территориальными подразделениями в субъектах РФ.

В Положении установлен закрытый перечень видов технических проектов, требования к их содержанию, порядок их согласования и внесения изменений и дополнений, сроки рассмотрения и согласования тех. проектов.

3) вести геологическую маркшейдерскую и иную документацию в процессе всех видов пользования недрами и обеспечивать ее сохранность;

Маркшейдер - горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах.

4) представлять геологическую информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

5) обеспечить предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах ПИ, содержащихся в них компонентах; об использовании недр в целях, не связанных с добычей ПИ; в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

6) обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользование недрами;

7) соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (правила, нормы), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В соответствии с Земельным кодексом РФ организациям горнодобывающей и нефтяной промышленности земельные участки для разработки ПИ предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.

Риски получения разрешении на использование земельных участков для целей изучения и освоения участков недр возлагаются на пользователя недр.

9) обеспечить сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и/или в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

Необходимо при завершении работ на лицензионном участке разработать и утвердить проект ликвидационных работ.

10) обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Кроме обязанностей, установленных статьей 22 Закона РФ "О недрах", пользователь недрами обязан соблюдать требования, установленные другими статьями Закона РФ "О недрах" и другими нормативными актами.

Так, в соответствии со статьями 28 и 36.1 Закона РФ "О недрах", пользователи недр обязаны регистрировать в государственном реестре все работы по геологическому изучении, при этом проекты этих работ в обязательном порядке подлежат прохождению государственной геологической экспертизы за счет недропользователя.

Дополнительные обязанности для пользователей недр устанавливаются также Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ".

 


Тема "Основания возникновения права пользования недрами"

 

1) Основания возникновения права пользования участками недр;

2) Конкурсы или аукционы;

3) Переход права пользования участками недр;

4) Рациональное использование и охрана недр;

5) Застройка площадей залегания полезных ископаемых;

6) Консервация и ликвидация предприятий недропользования;

7) Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр;

8) Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

 

Часть 1. ""Основания возникновения права пользования участками недр"

 

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются различные административные акты и юридические факты, перечисленные в статье 10.1 Закона РФ "О недрах".

Такими административными актами являются решения уполномоченного органа власти или созданного им коллегиального органа (комиссии).

Юридическими фактами являются наступление установленных законодательством событий.

Основание возникновения права пользования участками недр:

1. Решение правительства РФ;

2. Решение ФОУГН или его территориального органа;

3. Решение комиссии, созданной ФОУГН;

4. Решение конкурсной или аукционной комиссии;

5. Решение органов власти субъектов РФ;

6. Государственный контракт на проведение регионального геологического изучения по результатам конкурса по размещению заказа за счет средств госбюджета;

7. Вступившее в силу Соглашение о разделе продукции;

8. Переход права пользования по основаниям, установленным законом "О недрах".

Форма предоставления права пользования участками недр:

1. На основании конкурса или аукциона (в соответствии с Законом РФ "О недрах");

2. На бесконкурсной основе (в соответствии с Законом РФ "О недрах");

3. На основе конкурса (тендера, торгов) в соответствии с ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

Основание возникновения права пользования Форма предоставления Вид пользования
Решение Правительства РФ Безконкусная 1. Для захоронения радиоактивных токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов
2. Для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на УНФЗ континентального шельфа РФ.
3. На УНФЗ, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, на УНФЗ, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня УНФЗ (распоряжение Правительства ФР от 2811.2007 №1707-р).
Конкурс/аукцион Для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на УНФЗ.
Решение комиссии, создаваемой ФОУГФН, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ Безконкурсная 1. В целях геологического изучения недр, за исключение недр на УНФЗ;
2. При установлении факта открытия месторождения ПИ на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи ПИ открытого месторождения, за исключением: УНФЗ; участка недр, который отнесен к УНФЗ в результате открытия месторождения ПИ; проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом.
3. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;
4. Для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;
5. Для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Решение конкурсной или аукционной комиссии Конкурс/ аукцион 1. Для разведки и добычи ПИ, за исключением УНФЗ.
2. Для геологического изучения недр, разведки и добычи ПИ, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением УНФЗ
Решение ФОУГФН или его территориального органа Безконкурсная В целях предоставления права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которыми досрочно прекращено.
Решение органа государственной власти субъекта РФ Аукцион 1. Для разведки и добычи ОПИ на участках недр, содержащих месторождения ОПИ.
2. Для геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на участках недр, содержащих месторождения ОПИ, или участках недр местного значения.
Безконкурсная 1. Для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение ОПИ, право пользования которыми досрочно прекращено, права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участком недр, содержащим ОПИ;
2. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей ПИ на участке недр местного значения;
3. Для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнившим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Решение органа государственной власти субъекта РФ, согласованное с ФОУГФН или его терр. органом Безконкурсная Для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов
Государственный контракт Конкурс (тендер, торги) по ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ На выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный ФОУГФН в соответствии с ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Переход права пользования участками недр   В соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.
Соглашение о разделе продукции   Заключение в соответствии с ФЗ "О соглашения о разделе продукции".

 

Часть 2. "Конкурсы или аукционы"

 

В соответствии с Законом РФ "О недрах" существует три формы предоставления участков недр в пользование:

1) Безконкурсная;

2) Конкурсная;

3) Аукционная.

Проведение конкурсов и аукционов по предоставлению в пользование участков недр в пользование регламентируется статьей 13.1 Закона РФ "О недрах".

Так как проведение аукционов и конкурсов - это государственная услуга, с целью ее детальной регламентации в развитие статьи 13.1 ЗоН приказом Минприроды России от 17.06.2009 №156 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 05.08.2009 №14476).

 

  Конкурс Аукцион
Принятие решения о проведении 1) Правительством РФ относительно УНФЗ; 2) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ относительно участков недр, содержащих месторождения ОПИ, или участков недр местного значения; ФОУГФН или его территориальными органам относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2.
Сроки объявления Объявление за 90 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень "Недропользование в России" и местная газета на территории субъекта). Объявление за 45 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень "Недропользование в России" и местная газета на территории субъекта).
Критерии выбора победителя - научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр; полнота извлечения ПИ; вклад в социально-экономическое развитие территории; сроки реализации программ изучения и освоения участка; эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды; обеспечение обороны страны и безопасности государства (ТЭП или ТЭО). Размер разового платежа за право пользования участком недр.
Принятие решения о победителе Решение об утверждении результата конкурса или аукцион на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дне с даты прохождения конкурса или аукциона, органами, указанными в 1 части.
В случае одного участника Конкурс признается не состоявшимся, лицензия может быть выдана единственному участнику на условиях конкурса с учетом предложений конкурсанта, улучшающих условия конкурса. Аукцион признается несостоявшимся, лицензия никому не выдается.
Отказ в приеме заявки (ст.14 ЗоН) 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не предоставил и не может предоставить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; 5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участками недр федерального значения.

 

Часть 3. "Переход права пользования участками недр"

 

В соответствии со статьёй 10.1 Закона РФ "О недрах" одним из оснований возникновения права пользования участком недр является переход права пользования.

Переход права осуществляется по основаниям, которые сформулированы в статье 17.1 Закона РФ "О недрах".

Право пользования у