Евразийцы и неоевразийство

Главная тема евразийского движения — это утверждение самобытных основ российской истории и культуры, а также разработка своих собственных, порой оригинальных взглядов на мировую и русскую историю. В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение («Хартленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией.

Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики — «месторазвитие». В это понятие они включили неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этом термине — взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности.

Истоки, идеи евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр Православия перемещается в Москву (вместе с последней византийской представительницей Палеологов Софией). Конец XV в. и XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей назвал Русь третьим Римом.

Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов, ее придерживался и П.Н. Савицкий — единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1879) отстаивал известный тезис о том, что этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве. Славянство, по мнению евразийцев, не определяет культуру России XIX—XX вв. Савицкий особо отмечал, что нет оснований говорить о славянском мире, его культуре как о русской культуре. Русская культура своеобразна: в ней переплетаются и взаимодействуют евразийские и азиатские элементы. И в этом ее сильная сторона. Подобным образом сочетала культурные элементы Запада и Востока Византия. Ее культура — евразийская. Кроме того, евразийцы утверждали первенство духовного, культурного родства над этнической общностью. Они также признавали приоритет общности исторических судеб над этнической общностью.

Теория культурно-исторических типов Данилевского явно противостоит универсалистским европейским концепциям истории. Предложенный Данилевским полицентризм Типов культур давал возможность видеть не однолинейный, а многовариантный образец развития истории человечества.

Данилевский пришел к выводу, что политические, экономические, военные интересы России и Европы противоположны, как противоположны их нравственные ценности. «России ничего не остается, как... открыто, прямо и безоговорочно осознать себя русской политикой, а не европейской, и притом исключительно русской без всякой примеси.

Евразия как особый географический мир. Необходимость различать в пределах территории Старого Света не два, как делалось традиционно, а три материка, не была открытием евразийцев.

В понимании евразийцев пространство Европы исчерпывается «Западной Европой», географические условия которой являются океаническими, а «Восточная Европа», будучи континентальной, есть часть Евразии, а не Европы. Нельзя отождествлять Евразию с Азией.

Для евразийцев понятия Европы, Азии и Евразии были прежде всего географическими понятиями, обозначающими «географические миры», пространства, поддающиеся географической характеристике по определенным признакам. Евразия составляет особый мир, географически отличный от стран, лежащих как к западу, так и к востоку и юго-востоку от него. Ее внутреннее географическое строение состоит из тундровой, лесной, степной и пустынной полос, непрерывно тянущихся с запада на восток, пересекаемых системами больших рек, и с преимущественно широтным простиранием горных хребтов. Евразия характеризуется отсутствием выхода к открытому океану и отсутствием типичной для Западной Европы, Восточной и Южной Азии изрезанной береговой полосы. Климат ее континентальный, с резкими температурными колебаниями между зимой и летом. Таким образом, она представляет собой географическое единство, обособленное от Европы и Азии, целостное месторазвитие, «географический индивидуум», где Россия-Евразия выступает как центр Старого Света. Вводя в научный оборот термин «Россия-Евразия», Савицкий подчеркивал континентальность России и ее отличие от океанических цивилизаций.