Особенности выборов в России

Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ.

Растет также значение денег на выборах. Так по данным исследователей, стоимость избрания депутата регионального законодательного собрания – не менее 0,5 доллара на избирателя. Средние расходы – 1 доллар (на Севере дороже). Еще дороже обходились выборы губернатора. Там где расходовалось менее 2 долларов на избирателя просто шла «засветка» кандидата без расчета на победу. В богатых регионах расходы составляли до 10 долларов на избирателя. Вот данные по отдельным регионам. Депутат законодательного собрания Омской области в 2002 году затрачивал на выборы 30-80 тыс. долларов. Депутат Госдумы задействовал на выборах от 300 тыс. до 1 млн. долларов. Выборы губернатора обошлись в 800 тыс. – 1,5 млн. Еще несколько цифр. Выборы губернатора Красноярского края в 2003 г. стоили 10-25 млн. долларов. Избирательная компания Президента РФ в 2000 г. обошлась в 300 млн. долларов5.

В настоящее время в связи с введением пропорциональной системы для выборов всех депутатов ГД и не менее половины депутатов региональных законодательных собраний появился определенный тариф на место в партийном списке. Стоимость этого места зависит от того, в начале оно списка или нет, насколько вероятно прохождение партии в законодательный орган и др.

В силу необходимости громадных затрат, как отмечалось выше, превышение реальных расходов на выборах над официальным избирательным фондом измеряется в десятки раз. Отработаны многочисленные схемы (фонды, фирмы-однодневки и др.) перевода денег на избирательную компанию, везде задействован черный нал, т.е. наличные деньги нигде не учитываемые. Это создает дополнительные удобства в трате денег по своему усмотрению: например на подкуп должностных лиц, на гонорары «в конверте» для журналистов и др. Замечено, что реальные спонсоры пытаются остаться незамеченными, если поддерживают оппозицию и наоборот6.

Деньги нужны не только для проведения избирательной кампании, но и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являлись в свое время выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича.

Бюджет политических партий в определенной мере зависит от их успеха на выборах. На сегодня партии, набравшие более 3% при выборах в Госдуму получают по 20 рублей за каждый голос избирателя, проголосовавшего за них.

Разумеется, это лишь часть бюджета партий. Все без исключения партии живут главным образом за счет перечислений, поступающих от предприятий и организаций. Частные пожертвования сравнительно незначительны (ЕР –1% бюджета, КПРФ – около 10%). Если говорить о взносах членов партий, то в Единой России они составляют – 12 млн. – около 1% партийного бюджета, в КПРФ 27,8 млн. – 20% бюджета (данные за 2003 г.)7.

Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партиям) и оказывать противодействие другим8.

Исследователи отмечают, что существует разная электоральная культура в разных регионах. Так, в зависимости от эффективности действия административного ресурса выделяют разную электоральную управляемость регионов. Регионы с максимальной электоральной управляемостью – национальные республики (Ингушетия, Дагестан, Тыва, Татарстан, Мордовия). Белгородская область по электоральной управляемости находится на 19 месте9.

В электоральных процессах часто используются так называемые «грязные технологии». Примером их может быть регистрация в качестве кандидата в депутаты полного двойника соперника. При выборах он оттягивает часть голосов избирателей, тех, кто не разобрался, за кого их двойников нужно голосовать. Часто распространяются листовки, порочащие кандидатов, листовки, на которых нет исходных данных. При этом невозможно предъявить к кому-либо претензии по поводу клеветы и т.п.10

Электоральное законодательство России постоянно меняется, как в плане исключения применения этих «грязных технологий», так и в плане большей прозрачности электорального процесса. Но при этом, как отмечают исследователи, повышается роль административного ресурса, когда исполнительная власть, через контролируемые ими судебные органы достигает в электоральном процессе нужного ей результата.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные функции выборов.

2. Охарактеризуйте основные стадии избирательного процесса.

3. Что такое электоральные системы.

4. Согласно какой электоральной системе избирается президент РФ?

5. По какой электоральной системе избирается ГД РФ?

6. Сколько процентов голосов избирателей должна набрать политическая партия, чтобы пройти в ГД РФ?

7. Где в современной России используется смешанная электоральная система?

8. Каким образом избирается Белгородская областная Дума?

9. Что дает частичное использование пропорциональной системы при выборах региональных законодательных собраний?

10. Какова роль денег на выборах?

11. Каким образом используется административный ресурс на выборах?

12. Назовите пример «грязных» электоральных технологий.

 

Литература

Барсукова С.Ю, Звягинцев В.И. Механизм «политического инвестирования», или как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Полис. – 2006. - № 2.

Воронцова А.Б., Звоновский В.Б. Административный ресурс как феномен российского избирательного процесса // Полис. – 2003. - № 6.

Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии // Полис. 2008. № 5

Ким О. Как побеждают на выборах или Черный пиар по-русски. – Власть. – 2004. - № 2.

Левченко А.Н. Выборы свободные и несвободные // Свободная мысль. – 2009. - № 9.

Орешкин Д., Козлов В. Выборы и демография: конфликт статистик // Свободная мысль. – 2008. - № 4.

Соловьев А. Электоральный дефолт // Власть. – 2004. - №2.

Чувилина Н.Б. Особенности электоральных процессов в Республике Башкортостан в избирательных кампаниях 2007-2008 гг. // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2009. № 9(64). Вып. 11.

Шилов В.Н. Политическая конкуренция в политической культуре и политической практике современного российского общества // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика». – 2007. – 4 (35). Вып.3.

Электоральные процессы и власть в зеркале политологического анализа // Власть. – 2003. - № 4.