Основные черты права.

Государственный и общественный строй Рима в период монархии.

Государственный и общественный строй Рима в период республики

Характерные черты государственного и общественного строя раннего римского государства

Историческое значение римского государства и права.

Лекция 7. Государство и право Древнего Рима.

1. Римское государство, превратившееся из небольшой общины в огромную империю было последним рабовладельческим государством, причем рабство в этом государстве достигло пика своего развития. Рим выступает на мировую арену позже других государств, но именно в нем были созданы наиболее совершенные рабовладельческие отношения и уникальная система права, отдельные институты, которой используются и в наши дни. Особенностью Древнего Рима было то, что длительное время он находился на периферии развитых государств и вынужден был постоянно подтягиваться к уровню развития их культуры. Завоевав Грецию Рим впитывает в себя наследие греческой культуры и политико-правовой идеологии.

Рим становился мощной империей, под властью которой находились разные народы. Для Римского государства характерны первые народные выступления за свое освобождение.

Историю государственности Древнего Рима делят на 3 периода:

1). Период разложения первобытного строя и образования раннего римского государства.

2). Период существования республики в Риме.

3). Период становления монархии:

а) период принципата

б) период доминанта

В эпоху доминанта происходит кризис Римского государства, падение Западной Римской империи. Долгое время продолжает существовать Восточная Римская империя – Византия. Однако и она в 15 веке н.э. была завоевана Османской империей.

Историю развития римского права делят на 2 периода:

1).Происходит формирование цивильного (квиритского) права. Римское право принято называть цивильным потому, что оно распространяло свое действие исключительно на граждан Древнего Рима. В этот период право носит национальных характер и тесно связано с религией.

2). Период расцвета римского права. Наряду с квиритским правом начинают действовать новые правовые системы – «преторское право» и «право народов» способное урегулировать отношения между гражданами Рима и иностранцами.

2.Согласно легенде Римское государство было образовано двумя братьями Ремом и Ромулом (8 в. до н.э.). Однако в действительности Римское государство было образовано в результате объединения племен латинян, сабинян, этрусков. В ранний период в римском государстве сохранились черты военной демократии и родового строя. Во главе государства стоял рекс, обладавший военной, жреческой и судебной функциями и управлявший Римом при помощи совета старейшин и народного собрания.

Ранее римское государство носило замкнутый характер. Статус полноправных граждан - патрициев – носили лишь представители древних римских родов. Пришлое население входило в состав плебса. Плебеи образовали группу свободного, но не полноправного населения. Они были ограничены в имущественных правах, не могли владеть землей, им запрещалось заключать браки с патрициями. Они не участвовали в делах управления государством. Основными их занятиями были торговля и ремесло, а также военная служба. Бывшие рабы или иноплеменников попадали под понятие клиентов (неполноправных). Постепенно среди плебеев устанавливается имущественное неравенство и начинается длительная борьба верхушки плебса за свои права с патрициями. Важное значение в этой борьбе сыграли реформы Сервия Туллия. Именно они привели к трансформации римской общины в полноценное государство. В основу государства был положен имущественный принцип. Все население Рима было разделено на 6 разрядов в зависимости от размера землевладения. Каждый разряд образовали центурию, по определенному виду вооружения. Центурии являлись одновременно воинскими отрядами и политическими единицами. Именно по центуриям стали проводить народные собрания. Решения центурии имели силу закона. Кроме этого, была проведена территориальная реформа. Римское государство было разделено на территориальные единицы - трибы, обладавшие правом самоуправления. Внутри трибы действовало два народных собрания: патрициев и плебеев. Благодаря этим реформам плебеи добиваются включения их в состав римского общества.

3. В 6 в. до н.э в Риме была ликвидирована царская власть и установлена республиканская форма правления. Полномочия Рекса были переданы двум консулам, избираемым народными собраниями на один год. Плебеи добиваются создания института народных трибунов, которых защищали их права. Народные трибуны получили право вето на решения сената, народного собрания и иных должностных лиц. Издание законов Х11 таблиц уравняло патрициев и плебеев в гражданских правах, были разрешены браки между патрициями и плебеями. Позднее плебеи были допущены к замещению любых должностей, в том числе сенаторов и консулов. Решения плебейских трибутных собраний (плебисциты) получили силу закона. Произошла консолидация свободного населения.

Происходят изменения в государственном строе. Главную роль играет сенат, который контролировал законодательную деятельность, деятельность должностных лиц, выполнял финансовую, внешнеполитическую и военную функции. Исполнительную власть осуществляли магистраты, которые были объединены в важную политическую организацию, выполняющую судебную функцию, под названием магистратура. Магистраты избирались народом и несли перед ним ответственность. Их служба была безвозмездной и краткосрочной. Они выполняли свои функции коллегиально. Во главе магистратуры находились два консула. Они избирались на один год, занимались набором в армию, формировали ее командный состав, обладали судебной властью. В чрезвычайных условиях консулы могли назначить диктатора на срок не более шести месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти и не нес ответственности за свои действия. Сохраняют свою власть народные собрания, собиравшиеся по центуриям, трибам и куриям.

Для управления городами появляется должность претора. Преторы руководили судопроизводством и издавали общеобязательные постановления.

Составлением списков населения Рима по имущественным разрядам для наделения граждан политическими правами занимались цензоры. Цензорам принадлежало право лишать римлян гражданских и политических прав, т.н. «бесчестье».

Полицейские функции по охране правопорядка в городе выполняли эдилы.

Финансовым управлением и государственной казной ведали квесторы.

Ко 2 веку до н.э. происходит значительное расширение территории, развивается крупное землевладение. Но наряду с этим происходит обнищание крестьянства, которые вытесняются с земли. Они превращаются в пролетариат, занимавший промежуточное положение между имущими гражданами и рабами. Для восстановления свободного крестьянства и сохранения мощи Рима был предпринят ряд реформ под руководством братьев Гракх. Согласно закона Тиберия предлагалось предоставить безземельным крестьянам в аренду наделы из числа государственной земли, захваченной к тому моменту крупными землевладельцами. Этот закон вызвал бурный протест со стороны аристократии и Тиберий был убит. Через 10 лет к власти приходит его брат, который восстановил действие аграрного закона и провел в жизнь хлебный закон о наделении дешевым хлебом неимущих граждан. Кроме того, он приступил к созданию римских колоний за пределами Италии. Однако эти законы вызвали новую волну недовольства и после смерти Гая были ликвидированы.

В 1 веке до н.э. обостряются все противоречия рабовладельческого государства и в Риме начинается период гражданской войны.

4. Римская монархия делится на два периода: принципат (1 в. до н.э. – Ш в.н.э.) и доминант (Ш-IV вв.).

Период принципата связан с правлением принципса, который соединил в своих руках полномочия консула, цензора и трибуна. Этот период являлся переходным этапом от республики к монархии. В это время сохранялись черты республиканского строя: продолжался созыв народного собрания, действовал сенат. Однако их власть постепенно сокращается. Постепенно единоличная неограниченная власть сосредотачивается в руках принцепса. Со времен Октавиана одним из титулов принципса становится титул августа. Принципс выполнял функции главнокомандующего верховного жреца, ведал сферой международного сотрудничества, законодательством, управлением провинциями. Преемники Октавиана получали наряду с титулом августа титул императора. Император председательствует в сенате, обладает правом вето, его решения имеют силу закона. При принципе создается развитой административно-военный аппарат (совещание, канцелярия, казна, гвардия), формируемый не путем голосования, а по личной воле принципса.

В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались законами. Власть императора признавалась неограниченной и божественной. Император обладал законодательной властью. Ближайший помощник и, по сути, наследник императора носил титул цезаря. Главным центральным органом был совет при императоре.

Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя доминусом (владыкой). С именем Диоклетиана связывают ряд реформ: военная была направлена на увеличение состава армии и улучшения ее вооружения; административная - на создание единого централизованного аппарата управления; податная предполагала введение новых налогов, необходимых для содержания увеличенного государственного аппарата и армии, финансовая направлена на создание полноценной римской монеты, вытеснившей старые деньги.

В правление Константина опорой абсолютной власти становится христианство, ставшее государственной религией.

Период домината завершается делением страны на две большие части – Восточную римскую империю и Западную римскую империю, первоначально сохранявшим видимость единства. Во главе каждой становится особый август. Появляется новая столица – Константинополь и вскоре Западная римская империя перестает существовать.