Внебюджетные фонды
Это важное звено системы публичных финансов. Создание их объективно обусловлено существованием ряда глобальных задач, долговременно действующих, долгосрочных задач социального и экономического характера, требующих решения на постоянной основе. Например формирование системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развитие инфраструктуры, решение экологических проблем и т.п. Соответственно актуальным становится создание специальных фондов денежных средств существующих на постоянной основе, а также:
1. Имеющих собственные источники средств, закрепленные законодательно
2. Особый порядок расходования этих средств
3. Имеющих собственную инфраструктуру и институт работающих с активами этих фондов
То есть фонд это обособленная структура, работающая с движением средств. В экономике фондовый характер финансирования имеет очень актуальное значение, т.к. на бюджет ложится слишком много задач, многие из которых лучше передать в различные другие структуры, т.к. всю сеть потребностей бюджету невозможно удовлетворить. Фонд по большому счету есть Сороса и т.д. это специальные структуры, реализующие интересы конкретных людей. Главное найти источники финансирования и кто этим будет заниматься. Может фонд реконструкции исторического центра.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
- Выделение из бюджета определенных особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования.
- Формирование фондов собственными или самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Их средства находятся в государственной или муниципальной собственности.
В случае превышения доходов над расходами этих фондов их средства могут использоваться государством на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита. В некоторых случаях государство в принудительном порядке размещает свои ценные бумаги среди внебюджетных фондов. (иностранные страховые компании должны до 15% активов держать в государственных ценных бумагах, получается они выступают в роли кредиторов государственного бюджета.
Классификация внебюджетных фондов
1. По правовому положению
a. Государственные
b. Местные
Государственные находятся в распоряжение центральных властей. В государствах с федеративным устройством это фонды федеративного уровня и субъектов федерации.
Местные фонды находятся в распоряжении органов местного самоуправления.
В зависимости от целевой направленности:
1. Фонды социального назначения, предназначены для решения социальных задач
2. Экономического назначение, для решения задач экономического характера
Для современной экономики характерен количественный рост внебюджетных фондов, а также рост совокупного объема аккумулированных ими средств. Это в наибольшей степени характерно для стран зрелого рынка. (Например доходы внебюджетных фондов Франции равны доходам государственного бюджета). Это объясняется возрастающей ролью государства в решении экономических проблем общегосударственного порядка, социальных проблем, проблем связанных с выравниванием условии жизни в различных регионах.
Исторически первыми возникли фонды «экономического содействия». Создание их связано было с оказанием финансовой поддержки частному бизнесу в годы Великой депрессии и Мирового экономического кризиса 1929-30-х годов. После Второй мировой такие фонды были созданы практически во всех странах мира и действуют по сей день. Единственное что во Франции был фонд модернизации, затем был преобразован в фонд экономического и социального развития, и в США фонд перестройки и социального развития.
В начале 60-х годов в странах зрелого рынка стали создаваться научно-технические фонды. Их доходы складывались за счет бюджетных средств. (Прямые поступления из бюджета, суды, субсидии и т.д., средства крупных компании, взносы университетских центров, спонсорские взносы и другие источники). Их средства направляются на финансирование программ в области фундаментальных исследовании, строительства научных центров, подготовка кадров и т.д.
В последние десятилетие 20 века, но сначала после войны активно начали развиваться внебюджетные фонды социального назначения, что позволяет государству проводить активную социальную политику. Источники страховые взносы с застрахованных лиц, страховые взносы предпринимателей, субсидии и беспроцентные суды государства. Состав внебюджетных фондов, а также величина взносов, порядок использования весьма различны по странам – решаются в каждой стране индивидуально.