Единый социальный налог.

Правовая база функционирования государственных социальных внебюджетных фондов.

Социальные внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в со­ответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 де­кабря 1990 г.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. Положение о ФССР утверждено 12 февраля 1992 г.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования образован в соответствии с Законом РСФСР «О ме­дицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-11 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. В субъектах РФ были сформированы территориальные фонды ОМС.

 

Единый социальный налог введен в действие Налоговым ко­ксом РФ с 1 января 2001 г. Предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Его налогоплательщиками являются две группы лиц:

группа 1— работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствова­ния; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

группа 2 — индивидуальные предприниматели, родовые, се­мейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фер­мерские) хозяйства, адвокаты.

Объектом налогообложения для исчисления налога яв­ляются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового харак­тера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Для второй группы налогоплательщиков объектом налогооб­ложения для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпри­нимателей, принимающих упрощенную систему налогообложе­ния, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Не подлежат обложению государственные пособия, компенса­ционные выплаты, суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного обеспе­чения, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, и некоторые другие виды доходов, установленные Налоговым кодексом РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков.

Ставки социального налога дифференцированы для различ­ных групп и категорий налогоплательщиков. С 1 января 2005 года ставки ЕСН снижаются с 35,6% до 26%. При этом планка налоговой базы увеличена со 100 тыс.руб. до 280 тыс.руб.

Так, для налогопла­тельщиков первой группы — работодателей, производящих вы­платы наемным работникам, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств — общая суммарная ставка при доходе на каж­дого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 26%,

в том числе в Федеральный бюджет – 20% (ФБ-6%, ПФ – 14%),

в Фонд социального страхования — 3,2%,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8%,

в террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.

Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйствен­ной продукции и т. д. (т. е. исключенных из первой группы), ставка социального налога при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 20%,

в том числе в Федеральный бюджет — 15,8%,

в Фонд социального страхования – 2,2%,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8,

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,2%. Для адвокатов Налоговый кодекс предусматривает особый по­рядок как уплаты, так и установления ставки налога.

Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйствен­ной продукции и т. д. (т. е. исключенных из первой группы), суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. установлена в размере 26,1%, в том числе в Пенсионный фонд — 20,6, в Фонд социального страхования — 2,9, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно 0,1 и 2,5%.

Для второй группы налогоплательщиков ставка социального налога при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 10%,

в том числе в Федеральный бюджет — 7,3%,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8%,

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,9%. Для данной категории налогоплательщиков социальный налог не предусматривает отчислений в Фонд социального страхования.

Для адвокатов Налоговый кодекс предусматривает особый по­рядок как уплаты, так и установления ставки налога.

Сумма социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соот­ветствующая доля налоговой базы.

Отличительной особенностью социального налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех кате­горий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года ставка налога уменьшается.