Основные черты русской историографии XVIII в.

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

ЛЕКЦИЯ 6

В XVIII в. в передовых странах Западной Европы происходит знаменательный процесс, состоявший в том, что знание стано­вится наукой. В полной мере это относится и к развитию истори­ческой мысли. Повсюду изучение общественного развития посте­пенно освобождается от провиденциализма, история получает все более реалистическое объяснение, ставится в зависимость от дея­ния людей, их разума. Таким образом, был сделан качественный скачок в методологии исследования под влиянием успехов есте­ствознания, переход историков на позиции рационализма. Осново­положниками рационализма в Европе были Г. Гроций (1583-1645) и Т.Гоббс (1588-1679).

Следует, однако, отметить, что социальная основа процес­са превращения знаний в науку в отдельных странах была нео­динаковой, что обуславливалось разными темпами их социаль­но-экономического развития. В Западной Европе носителями новых рационалистических идей выступали представители на­рождающейся буржуазии.

В феодально-крепостнической России выразителями раци­оналистической мысли были сначала преимущественно передо­вые представители дворянства, которые обычно не выступали решительно и последовательно против церковной идеологии, они также стояли за сильную монархию, основывающую свое правле­ние на разумных началах. В этой социальной направленности заключались истоки противоречивости исторической науки в России XVIII в.

Просветительская и революционная историческая мысль возникла лишь в конце XVIII в., когда формируется капиталис­тический уклад. И все же, несмотря на это, на рубеже XVIII в. светская рационалистическая идеология проникает в отечествен­ную историографию. Совершенствуются приемы исследования, методика обработки фактов и источников, провиденциализм в объяснении исторического процесса все более уступает свое место рационалистическому истолкованию, тенденция эта не­уклонно развивается.

2. Исторические знания в первой четверти XVIIIв.

Исторические знания в России в первой четверти XVIII в. развивались в условиях экономических, политических и куль­турных преобразований Петра I, который делал все, чтобы ис­торические знания стояли на защите его политики от врагов ре­форм. Результатом такой политики было двукратное переизда­ние "Синопсиса" И. Гизеля. Однако все более ощущалась необ­ходимость создания обобщающего труда по истории России. В 1708 году Петр I поручает Ф. Поликарпову, деятелю Печатно­го двора в Москве, написать русскую историю от Ивана III до XVIII в. Однако тот исходил из старой летописной традиции, поэтому его работа, не отразившая - требований момента, не удовлетворила Петра I.

Попытка создания обобщающего исследования по истории России была предпринята одним из сторонников преобразований Петра I. В 1715 г. секретарь русского посольства в Швеции Алексей Ильич Манкиев, интернированный в период Северной войны, закончил труд "Ядро российской истории" в 7 книгах. Его сочи­нение уже совсем порвало с летописными формами историчес­ких произведений. Каждая книга освещала некоторый период, а вся работа выдвигала определенный принцип периодизации отечественной истории

Первая книга посвящена происхождению русского народа. Славянские народы А. И. Манкиев выводит от Мосоха - шесто­го сына Иафета, внука Ноя. Русский народ, как и другие наро­ды, "начало свое ведет непрерывным потоком от Мосоха чело­века". И хотя историк не совсем отошел от церковной традиции, но он ввел уже идеи рационализма в решение вопроса о проис­хождении человека. Автор в первой книге пытается объяснить происхождение терминов "славяне" и "россы". Термин "россы" он считает, восходит к имени потомка Мосоха князя Руса, термин "славяне", по его мнению, происходит от понятия "слава" А И Манкиев критикует историков XVII в., которыеслово "славяне" отождествляли со словом "рабы". Он выдвигает свой аргумент против них, считая, что славянский язык более древний, чем испорченный римский. Конечно, в этой аргумен­тации много субъективного, но труд исследователя был значи­тельным шагом вперед в деле критических приемов обработки источников. Автор использует летописную легенду о призвании варягов и проводит мысль о том, что призванные варяги были потомками Пруса, двоюродного брата Августа.

Вокняжение Рюрика в Новгороде, по мысли Манкиева, было началом самодержавия на Руси. С этого времени устанавлива­ется твердый порядок престолонаследия по прямой линии. Итак, весь смысл суждений историка состоял в следующем: а) само­державие на Руси имеет древнее происхождение; б) победа са­модержавия над демократическим строем была большим про­грессом; в) самодержавие - более совершенная форма государ­ственного устройства. Эти идеи автора получают свое дальней­шее развитие в трудах В. Н. Татищева.

А. И. Манкиев одним из первых в историографии вырабо­тал периодизацию истории России: I период - до Рюрика; II - от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо; III - от монголо-татарского ига до Ивана III; IV - до Федора Иоанновича; V - конец XVI – начало XVII вв. - царствование Бориса Годунова, его сына, перво­го самозванца, Василия Шуйского, период, когда не было царей. С избранием на престол М. Романова, племянника Федора Иоанновича, наступило восстановление русской монархии на началах законной передачи престола от государей "из крови Рюрикови­чей"; VI - время правления Михаила Федоровича, Алексея Ми­хайловича, Петра I до 1712г.

С позиций дворянства он оценивает и народные движения: городские восстания в Москве 1648 г. и "Медный бунт" 1662 г., которые называет "бунтами" и одобряет их подавление.

Книга А. И. Манкиева, как и сочинения XVII в., отразила переломный период в отечественной историографии. Они под­готовили условия для создания обобщающих трудов в XVIIIв. В первой четверти XVIII в. появились совсем новые по своей тематике исторические произведения, отражаю­щие эпоху Петра I.

Одним из них была "История Северной войны", или "Жур­нал или поденная записка" за годы с 1698 по 1715, отредактиро­ванная Петром I. В ней были поставлены более широкие зада­чи: показать внешнюю политику России накануне и в ходе Се­верной войны. Автор описывает состояние русской армии и ход военных действий на различных фронтах, неудачи и первые по­беды, "храбрость начальных солдат" в Полтавской битве, обо­сновывает самостоятельность и прогрессивность военной рефор­мы Петра I. "История Северной войны" была первым трудом в русской историографии, положившим начало систематической разработке военной истории России.

Вторым сочинением того времени, касающимся Северной войны, были "Рассуждения" П. Шафирова, написанные в 1717 г. Автор обосновывает исторические права России на балтийс­кое побережье (именно это явилось главной причиной войны со Швецией). Виновником длительного ведения военных действий он считает Карла XII.

П. Шафиров прославляет Петра I, подчеркивая, что не было еще в истории такого государя, который бы сделал так много для России, как Петр I. Результаты деятельности Петра историк объяснял личными качествами и трудолюбием царя. Далее ав­тор описывает военные события, реформу армии, экономичес­кие преобразования, развитие культуры, реформу государствен­ного аппарата.

П. Шафиров прославлял абсолютную монархию и Петра I. Это была субъективная историография, но она все же явилась шагом вперед в сравнении с провиденциализмом периода сред­невековья.

Феофан Прокопович, вице-президент Синода и известный идеолог абсолютизма, написал труд "История императора Пет­ра Великого от рождения его до Полтавской баталии" в 4-х ча­стях. Систематически излагая факты, автор выделяет создание регулярной армии, первые победы, основание Санкт-Петербур­га, вторжение Карла XIIв Россию и, наконец, Полтавскую "славную викторию". Он ставит вопрос о взаимоотношении го­сударства, монархии и народа. Одновременно с обоснованием абсолютизма Петра и восхвалением его военных талантов от­четливо выступает в труде классовая ненависть к восстаниям народных масс.

Ф. Прокопович написал политический трактат "Правда воли монаршей", где проводит мысль о том, что государь сам имеет право назначать наследника престола. Историк выделяет три формы политического устройства: демократию, аристократию, монархию.