Управление государственным долгом
Под управлением гос долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением коньюктуры на рынке ссудных капиталов ( долгосрочные займы), выпуск новых займов и выработка условий их выпуска, проведение конферсий и консалидация займов, определение курсов облигаций на денежном рынке, проведение мероприятий по определению процентных ставок по гос кредиту.
К управлению гос долгом так же относятся и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
Управление гос долгом РФ осуществляется правительством РФ, либо уполномоченным им минфином РФ.
Источником погашения гос займов и выплаты по их % выступают средства бюджетов всех уровней бюдж системы РФ, где ежегодно данные расходы выделяются в отдельную строку.
В управлении гос долгом на сегодняшний день существует ряд методов:
1) списание долга ( применяется в том случае, если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно полное или частичное списание долга. Но это не выгодно т.к. На практике списание долго может проводиться 1 раз и на определенную сумму, а на оставшуюся сумму устанавливается жесткий график платежей с серьезными штрафными санкциями)
2) Наличие мировых пороговых значений, при которых международные фин-кред организации принимают решения о списании части долга. ( пороговые значения в РФ:
Внешний долг ВВП в % | Внешний долг к годовому экспорту в % | Коэфи платежей по внешнему долгу к ВВП | Платежи по внешнему долгу к годовому экспорту | Коэфициент международных золотовалютных резервов к платежам по внешнему долгу в % | |
50% | 130-220% | Не установлено | 25% | Не менее 100% | Счетная палата |
30, 40, 50 | 100, 150, 200 | Не установлено | 15, 20, 25 | Не установлено | МВФ ( низкий, средний, высокий) |
3) В мировой практике списание гос долго считается оправданым в том случае, если из этих 4 коэф 3 превышают критический уровень.
В рф коэфи конец 2011
1) 29%
2) 95%
3) 8%
4) 25%
5) 341%
Март 2012
При решении проблемы гос внешнего долга применяются различные схемы конвертации долговых требований:
1) выкуп долга
2) Реструктуризация и секюризация долга
3) Обмен гос долга на акции нац компаний
4) Досрочное погашение долгов
3)Обмен гос долга на акции нац компаний ( в этом случае кредиторам предоставляется право продажи долгов с дисконтов за нац валюту, на которую в последствии можно приобрести акции нац компаний)
Данный метод может решать 2 задачи: снизить объем внешнего долга и привлечение иностранных инвесторов в экономику. На практике могут существовать определенные неблагоприятные противодействия, которые могут не всегда создавать благоприятные условия для кредиторов, т.к. При гос долговых обязательствах устанавливается определенный срок платежей и по % и по основному долгу, а при инвестировании в акции инвестор попадает в зависимость от нац уровня инфляции, налоговой политики. Отрицательным моментом является и то, что на самом деле не делаются реальные инвестиции в экономику страны, а просто переводятся ранее одолженные денежные средства на новые. ( из облигаций в акции и тд)
4) Досрочное погашение долгов
Если в стране увеличиваются валютные резервы, то можно какую-то сумму отправить на досрочное погашение долга
( такое состоялось в 2005 году из стабилизационного фонда, было выделено около 10млн $ )
Раньше страны-кредиторы требовали выкупать долговые обязательства по номиналу, как основной долг, так и %, то сейчас долго можно выкупать и дисконтом. ( со скидкой)
Объемы долга РФ:
В основном это наследие бывшего СССР
Парижский клуб кредиторов, объединяет страны кредиторов, банки которых кредитовали СССР и Российскую Федерацию под гарантией своих правительств или выдавали кредиты, которые были застрахованы страховыми организациями.
В 1996 году с ним было заключено базовое соглашение по долгосрочной реструктуризации официальной задолжности РФ. По состоянию на 1ое сентября 2012 года задолжность перед парижским клубом составляет 434,4 млн $.
Задолжность РФ перед официальными кредиторами, не являющимися членами парижского клуба по состоянию на 1 сентября 2012 года составляет 131 млн $
Задолжность РФ перед участницами совета экономической взаимопомощи, по состоянию на 1ое июля 2012 года составляла 973,6 млн $.
Коммерческая задолжность бывшего СССР на 1ое июля 2012 года 55,4 млн $.
Задолжность перед остальными международными фин организациями на 1ое сентября 2012 составляла 2млрд 191 млн $
Задолжность по еврооблигациям на 1ое июля 2012 составляла 35млрд 547 млн $
Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1к крупных зарубежных коммерческих банков и занимается вопросами задолжности перед частными коммерческими банками, которые не находятся под гарантиями и страховками.
Обязательсва РФ перед лондонским клубом, составляли межбанковские кредиты, предоставленные внешэконом банком в советское время. После распада СССР только РФ из стран СНГ смогла погасить свои долги и взяла на себя обязанности этих стран.
В 2009 году РФ полностью оплатила долг СССР по внешнему долгу. И сейчас мы им ничего не должны.
Начиная с 2002 года РФ отказалась от привлечения фин ресурсов международных фин организаций и стала реализовывать проекты с многосторонними банками развития: международный банк реконструкции и развития и европейский банк реконструкции и развития. Основа взаимодействия с данными банками и с северным инвестиционным банком - инвестиционные займы со значительной долей Российского софинансирования. За 2011 год доля обязательств по кредитам международным фин организациям в структуре всего долга Рф последовательно снижалась и по состоянию на 1ое июля 2011 года составила 1,8% - 80,4 млрд руб ( 2,6 млрд $)
В настоящее время в рамках договора с банками реконструкции и северным банком, реализуются 12 проектов общей стоймостью в 2,3 млрд $ США.
Данные денежные средства направленны на решение задач в области модернизации казначейской системы РФ для модернизации информационных систем таможенных органов , для модернизации и технического перевооружения учереждений и организаций росгидромет. Для реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининграда, для эконом развития СПБ, сохранение и использование культурного наследия РФ.
В период с 2012 по 2014 год общий объем заимствования РФ у данных банков составит около 900млн $ США. В 2014 году предоставление бюджетных кредитов за счет средств многосторонних банков развития не предусмотрено.