Историография как наука

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

ИСТОРИОГРАФИЯ КАК НАУКА.

ЛЕКЦИЯ 1

Историография есть история исторической науки. Она появи­лась тогда, когда уже имелся предмет ее исследования, то есть историческая наука. До этого термин "историография" озна­чал историческую науку вообще (1). Так, в XVIII в. звание при­дворного историографа в России имел Г. Миллер, а в начале XIX в. Н. М. Карамзин. Однако они не занимались историографией, а создавали труды по истории.

Когда обнаружились расхождения различных исторических школ, направлений и течений, появилась потребность анализа исторических взглядов. Это произошло в первой половине XIX в. Именно тогда возникает историография, а вместе с ней и мето­дология истории. С этого времени под историографией стали по­нимать историю самой исторической науки.

Историография тесно связана с историей общества, она вы­текает из потребностей общественного развития. Историческая наука во все времена была и орудием познания, и средством идей­ного противоборства. Историография постоянно находится в за­висимости от социально-экономических и политических процес­сов, происходящих в обществе. Вместе с тем, она оказывает об­ратное воздействие на развитие истории общества, а также на исторические представления, которые зависят от того, каких идей­но-теоретических позиций придерживается историограф.

Историография как наука существенно отличается от исто­рической библиографии, хотя и сегодня нередко имеет место сме­шение этих двух научных дисциплин. М. В. Нечкина подчерки­вала, что, "не умаляя большого подсобного значения историчес­кой библиографии для исследовательской работы, надо четко от­межеваться от историографии: она лишь регистрирует и класси­фицирует историческую литературу - важный источник для исто­риографии и только" (2).

Историография - это наука о возникновении и накоплении исторических знаний, о превращении знаний в историческую на­уку, о развитии различных исторических направлений, течений и школ в соответствии с их методологией и общественно-полити­ческими позициями. Историография изучает источниковую базу трудов историков и интерпретацию ими источников.

Задача курса отечественной историографии состоит в том, чтобы проследить весь процесс развития исторических знаний и науки на всем протяжении истории России.

Историография выясняет ведущие направления в историчес­кой науке. В то же время нужно помнить о том, что эти цели тесно связаны с положением о том, что идеи господствующего класса в каждую эпоху являются господствующими. В полной мере дан­ный вывод применим и к исторической науке.

Историография раскрывает условия развития исторических знаний и науки, расстановку классовых и общественно-полити­ческих сил, остроту социальных и идейных противоречий. Без учета этих обстоятельств невозможна объективная оценка исто­рических воззрений историков. При этом выделяются различные направления теоретических поисков, показывается противобор­ство различных идей и школ.

Историография - часть науки о науке и одновременно часть истории духовной культуры. Она находится на стыке двух наук: истории и истории общественной мысли, отсюда ее важность и необычайная перспектива новых открытий. В этом отношении историографию можно сравнить с историей философии.

Одним из важных аспектов историографии является уясне­ние того, что такое "историографический источник" и "историог­рафический факт".

Источником для историографа служат, в первую очередь, изыскания в области истории -монографии, диссертации, статьи, научные доклады, тезисы, рецензии и.т.д. Кроме того, в качестве историографического источника могут быть использованы мате­риалы личных фондов историков, их переписка, воспоминания.

Историографический факт - это оценки, взгляды, мысли ав­торов об истории.

Итак, без исследований в области истории не может быть историографии как науки, точно так же, как не может быть исто­рии физики, химии, литературы без наличия произведенных в этих отраслях знаний. Историография изучает не только результат ис­следования, но и сам исследовательский процесс. Чтобы вник­нуть в суть изыскания, мы должны заинтересоваться и самим хо­дом исследования, творческой лабораторией ученого, процессом созидания. Разумеется, что речь здесь идет как о технике, так и методологии исследования.

Историография в наше время стала и учебной дисциплиной, и научным подходом к разрешению какой-либо проблемы (соблю­дения этих условий требует научная этика).

Диссертанты пишут историографию по теме исследования, студенты проводят первые историографические опыты во время работы над курсовыми и дипломными работами. Главная задача - выяснить степень изученности разрабатываемой проблемы, вне­сти свой вклад в освещение еще не решенных вопросов.

Но историографический подход чаще всего ведет к тому, что историк либо присоединяется, либо отмежевывается от предше­ственников и на основе новых фактов делает свои собственные выводы. Такой подход вполне оправдан.