Источники самовоспитания личности
Понятие «профессиональное самовоспитание». Источники самовоспитания.
В становлении педагога- профессионала
Тема 1.6. Роль самообразования и самовоспитания
План
1.Понятие «профессиональное самовоспитание». Источники самовоспитания.
2.Этапы профессионального самовоспитания.
3.Роль и место самовоспитания и самообразования в становлении педагога- профессионала.
4.Общие правила и рекомендации по организации самообразования и самовоспитания.
Главное значение в профессиональном становлении имеет самовоспитаниеи самообразование педагога, как основная форма самосовершенствования.
Имея ряд различий, самовоспитание и самообразование близки между собой. Их роднит прежде всего “само”, говорящее о внутренней активности человека, стремлении к самоактуализации, реализации своего потенциала в процессе самостоятельной деятельности.
Самовоспитание рассматривается как “высшая форма самосовершенствования духа человека, при которой функции воспитателя он выполняет сам” (И.А.Кочетов); как сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях “формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков” (Е.А.Климов). Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радостей жизни, ее сложностей. Без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого.
Самовоспитание направлено на удовлетворение потребности в самореализации, на повышение культурного, образовательного, профессионального уровня.
Источник самовоспитания | Деятельность по самовоспитанию | Результаты самовоспитания |
книги, периодическая печать, СМИ, интернет | знакомство с актуальными и «свежими» публикациями; знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио; обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках | бытие в курсе важнейших событий; информированность; компетентность |
исследовательская деятельность | курсовое проектирование, конкурсные проекты; исследовательская работа в научных кружках | упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности; знакомство с миром ученых |
обучение на разных курсах | параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др.) | личностный рост; профессиональная компетентность; ответственность; самоорганизация |
работа (по основной или сопутствующим специальностям) | участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам | самопознание; самореализация; самосовершенствование |
хобби | занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кино-дело и др. | способность «блистать» в какой-то сфере деятельности. |