Основные параметры резьб

Классификация резьб

РЕЗЬБЫ И РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

ТЕМА 9

Резьбовое соединение – соединение деталей с помощью резьбы, обеспечивающее относительную неподвижность деталей или заданное перемещение одной детали относительно другой.

Резьбовые соединения широко распространены в машиностроении. Они обеспечивают надежность соединения, удобство его сборки и разборки.

Классификация резьбовых соединений:

1) резьбовое соединение при непосредственном скручивании соединяемых деталей (резьба имеется на этих деталях);

2) резьбовое соединение при помощи дополнительных соединительных деталей, например болтов, шпилек, винтов, гаек и т.д.:

а) болтовое соединение;

б) винтовое соединение;

в) шпилечное соединение.

Основным элементом всех резьбовых соединений является резьба – поверхность, образованная при винтовом движении плоского контура по цилиндрической или конической поверхности. На практике в качестве такого контура может выступать резец токарного станка, равномерно движущийся вдоль цилиндра, вращающегося с постоянной скоростью вокруг своей оси (рис. 1.1а).

При нанесении резьбы на токарном станке движение резца строго согласовано с вращением детали. Специально заточенный резец, внедряясь в тело цилиндра, вырезает винтовую канавку, в результате чего на стержне образуется резьба (рис. 1.1б).

 

 

Рис. 1.1. Схема образования винтовой линии (а) и

образование резьбы на стержне (б)

 

Резьбы классифицируются по следующим признакам:

1. В зависимости от формы поверхности, на которую нанесена резьба, резьбы подразделяются на цилиндрические и конические.

2. В зависимости от расположения резьбы на поверхности стержня или отверстия резьбы подразделяются на наружные и внутренние.

3. В зависимости от формы профиля различают резьбы треугольного, прямоугольного, трапециедального, круглого и других профилей.

4. По эксплуатационному назначению резьбы делятся на:

· крепежные, обеспечивающие полное и надежное неподвижное соединение деталей при статических и динамических нагрузках и различном температурном режиме (метрические и дюймовые);

· крепежно-уплотнительные, обеспечивающие герметичность соединения при различном температурном режиме (трубные и конические);

· ходовые (кинематические), служащие для преобразования вращательного движения в прямолинейное с восприятием больших усилий при сравнительно малых скоростях движений (трапециедальные, упорные, прямоугольные, круглые резьбы и т. д.).

5. В зависимости от направления винтовой поверхности различают правые и левые резьбы (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2. Пример левой (а) и правой (б) резьбы

 

6. По числу заходов резьбы подразделяются на однозаходные и многозаходные (двух-, трехзаходные и т.д.) (рис. 1.3).

7. Кроме того, все резьбы, используемые в практике, разделяются на две следующие группы:

стандартизованные – резьбы с установленными стандартом параметрами: профилем, шагом и диаметром;

нестандартизованные, или специальные (резьбы, параметры которых не соответствуют стандартизованным). К числу нестандартизованных (специальных) относятся также прямоугольная и квадратная резьбы.

 

Рис. 1.3. Резьба с разным числом заходов:

а – одним; б – двумя; в – тремя

 

 

К основным параметрам резьбы относятся:

профиль резьбы – контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ее ось;

угол профиля – угол между боковыми сторонами профиля;

шаг резьбы Р – расстояние между соседними одноименными боковыми сторонами профиля в направлении, параллельном оси резьбы (рис. 1.3);

ход резьбы h – расстояние между ближайшими одноименными боковыми сторонами профиля, принадлежащими одной и той же винтовой поверхности, в направлении, параллельном оси резьбы (рис. 1.3); ход резьбы – величина относительного осевого перемещения винта (гайки) за один оборот;

наружный диаметр резьбы (d – для болта, D – для гайки) – диаметр воображаемого цилиндра, описанного вокруг вершин наружной резьбы или впадин внутренней резьбы;

внутренний диаметр резьбы (d1 – для болта, D1 – для гайки) – диаметр воображаемого цилиндра, вписанного во впадины наружной резьбы или в вершины внутренней резьбы;

средний диаметр резьбы (d2 – для болта, D2 – для гайки) – диаметр воображаемого соосного с резьбой цилиндра, который пересекает витки резьбы таким образом, что ширина выступа резьбы и ширина впадины (канавки) оказываются равными. Средний диаметр резьбы является основным элементом, определяющим характер резьбового соединения и, главное, условие взаимозаменяемости соединяемых на резьбе деталей. Размеры на наружный и внутренний диаметры задаются таким образом, чтобы исключить возможность касания и зацепления по вершинам и впадинам резьбы. Сопряжение резьбового соединения должно происходить только по сторонам (образующим) резьбового профиля.