Работа со спасательными средствами.

Контроль за соблюдением правил ТБ при спуске и подъеме спасательных средств возлагается на командира шлюпки, утвержденного расписанием.

Шлюпочные операции должны проходить быстро, четко и организованно, поэтому перед спуском и подъемом шлюпки ее командир обязан убедиться в исправной работе шлюпочного устройства. Перед спуском шлюпки следить также за тем, чтобы пробки в ее днище были закрыты. Необходимо также убедиться, что лебедка и тормоза находятся в исправном состоянии.

 

Лица, вкладывающие и закладывающие шлюптали, должны стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки. Блоки надо брать двумя руками только за щеки. Находиться между шлюп талями и штевнями во время спуска или подъема шлюпки опасно. Спуск шлюпки при запутанных лопарях правилами не допускается. Чтобы вывалить шлюпку за борт ее несколько приподнимают при помощи шлюп талей над кильблоками и, отдав бакштаг, вываливают за борт. Затем вытравливают тали, внимательно наблюдая за тем, чтобы нос и корма шлюпки спускались равномерно. Как только шлюпка надежно станет на воду и гаки получат достаточную слабину, шлюптали необходимо раздернуть и выложить.

Если невозможно спустить штатный трап, то пускаться в шлюпку следует только по штормтрапу, все члены экипажа должны надеть нагрудники или спасательные жилеты.

Вахтенному помощнику следить затем, чтобы все трапы были приподняты и исключали возможность повреждения или опрокидывания шлюпки при ее подходе к борту. Переходить из шлюпки на трап и наоборот нужно в момент ее нахождения на гребне волны. В это время на трапе должен находиться матрос, помогающий безопасно сходить со шлюпки на трап.

Для подъема шлюпки на борт предварительно надо осмотреть шлюптали (нельзя допускать их скручивания), а также спустить нижние блоки настолько низко, чтобы без затруднения можно было заложить за чеки при подходе шлюпки. Поднимать шлюпку за борт с подветренной стороны.

На судах промыслового флота широко применяются спасательные плоты. Они устанавливаются на специальных приспособлениях в наклонном положении. При отдаче стопорного устройства плот под действием собственного веса соскальзывает в воду. Плот снабжен надувным устройством, состоящим из баллона с жидкой углекислотой (оксидом углерода). По периметру его крепиться леер. При сбрасывании плота в воду штерт рывком открывает клапан баллона и через одну минуту газ заполняет оболочку плота. Для удобства выхода на плот из воды, на плоте имеется штормтрап. Над плотом натягивается тент оранжевого цвета.

Для всех членов экипажа на судне имеются спасательные жилеты. Они снабжены свистком и электрической лампочкой с водоналивной батарейкой (в современных – эл. фонариком). Лампочка дает свет в течение 16 часов и обеспечивает дальность видимости не менее 2 миль. Жилеты для вахтенной службы должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 штук на каждом месте.

Для предохранения человека от переохлаждения при длительном пребывании в воде предназначены спасательные костюмы – комбинезоны. Они используются и для аварийных работ, то есть вероятность смыва человека за борт, хранятся также как и жилеты. В последние годы разработаны и другие виды индивидуальных спасательных средств, например спасательный нагрудник с нейлоновым пологом, предохраняющий дыхательные органы от попадания в них воды.