Древний период
ЛЕКЦИЯ 1 Этапы Развития менеджмента
Волгодонск 2012
Пономарев Р. Н.
Полная/сокращенная программа
По дисциплине «Теория менеджмента»1 семестр
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Список літератури
1. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. / З.Н. Курлянд, Р.І. Хмелюк, А.В. Семенова та ін..; За ред.. З.Н. Курлянд. - з-тє вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.
2. Подоляк Л.Г., Юрченко В.І. Психологія вищої школи: Підручник. 2-е вид. – К.: Каравела, 2008. – 352 с.
3. Фіцула М.М. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. – К.: «Академвидав», 2006. – 352 с. (Альма-матер).
4. Волкова Н.П. Професійно-педагогічна комунікація: Навч. посібник. – К.: ВЦ «Академія», 2006. – 256 с. (Альма-матер).
5. Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення. Навчальний посібник для самостійного вивчення дисципліни. – К.: «ЕксОб», 1999. – 304 с.
6. Макарова Л.І., Гах Й.М. Основи психології і педагогіки: Навчальний посібник. – Київ: Центр навачльної літератури, 2005. – 116 с.
7. Максименко С.Д. Загальна психологія: Навчальний посібник. – К.: «Центр навчальної літератури», 2008. – 272 c.
8. М’ясоїд П.А. Загальна психологія: Навч. посіб. – 3-тє вид., випр. – К.: Вища шк., 2004. – 487 с.
9. Орбан-Лембрик Л.Е. Соціальна психологія: Навчальний посібник._ К.: Академвидав, 2005. – 448 с. (Альма-матер).
10. Психологія: Підручник/ Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – 4-те вид., стереотип. – К.: Либідь, 2003. – 560 с.
11. Савчин М.В. Педагогічна психологія: Навч. посіб. – К.: Академвидав, 2007. – 424 с. (Альма-матер).
12. Філоненко М.М. Психологія спілкування. Підручник. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – 224 с.
Підписано до друку ____ _____________ 20 ___ р.
Формат 60Х84 1/16 Обсяг_________ ум. др. арк.
Замовлення: № ______ Тираж ______ прим.
Рівне, НУВГП, Соборна, 11
для студентов заочной формы обучения
по направлению (специальности) 080200.62 «Менеджмент»
Составители:
Содержание
Лекция 1.(тема лекции)………….………………………………………………...……3-7
Лекция2. (тема лекции)………...…………………………………………………...…..8-10
Лекция3. (тема лекции)…………………………………………………………………11-14
Лекция4. (тема лекции)…………………………..…………………..…………………15-18
Лекция5. (тема лекции)………………………………………………..………………..19-23
Лекция 6………………………………………………………………………………….24-27
Лекция 7………………………………………………………………………………….28-34
Лекция 8………………………………………………………………………………….35-41
Лекция 9…………………………………………………………………………………...42-48
Список литературы……………………………………………………………………….56-57
Цель лекции:познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа.
Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов:
Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.
Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции.
Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.
Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления.
В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления.
Такой опыт был связан с упорядочением и организацией совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины.
Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.
Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумерами была изобретена письменность и стали заниматься регистрацией фактов.
В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период:
- признание необходимости планирования, организации и контроля;
- необходимость "честность игры";
- децентрализация в организации управления.
В этот же период прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата.
В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.
Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:
- Независимость и обязательность решений.
- Исполнение обязанностей.
- Регулирование вопросов иерархии власти.
- Организация труда работников на поле.
- Регулирование товарно–денежных отношений.
- Установление минимальной заработной платы.
В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.
В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.
В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.
Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производствам и стимулирования работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.
400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.
В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации.
Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время в которое решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.
С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.
В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.
В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.