Дело техники

Один из способов технологической реализации подхода к автоматизации на основе взаимодействия небольших самостоятельных компонент - идеология Web-сервисов. Согласно ей функциональность каждого блока должна быть доступна любым другим приложениям через унифицированный интерфейс. Соответственно из таких блоков строятся более сложные цепочки автоматизации, а один и тот же блок может использоваться в нескольких цепочках. Такой подход одинаково эффективен как для взаимодействия модулей в рамках одного приложения, так и для взаимодействия различных систем и решения задач интеграции. Использование открытых стандартов в сочетании с принципом модульности дает выигрыш в терминах гибкости, сопровождаемости, расширяемости информационных систем.

Преимущества, которые дает технология Web-служб, практически любая компания может начать использовать уже сегодня в рамках решения текущих задач, без существенных дополнительных инвестиций. Базовые возможности создания и использования Web-служб реализованы во всех современных программных платформах, которые составляют основу ИТ-инфраструктуры большинства предприятий. Таким образом, не требуется отказываться от прежних технологий и заменять их, не требуется приобретать новые дорогостоящие платформы. Реализация новых преимуществ может быть достигнута в ходе плановой модификации существующих информационных систем - в рамках разработки новых интерфейсов, реинжиниринга отдельных модулей, внедрения новых систем автоматизации. В результате естественным путем будет создаваться база для дальнейшего развития информационных систем в направлении сервисноориентированных систем.

Переход от комплексных монолитных решений к автоматизации самостоятельных функций стал сегодня общей тенденцией автоматизации. Это связано прежде всего с необходимостью гибко менять бизнес процессы компании, выстраивая новые цепочки из готовых блоков. Кроме того, все чаще требуется обеспечить быстрый возврат инвестиций, что сложно при внедрении комплексных решений. Быстрое развитие технологий приводит к быстрому устареванию продуктов, что влечет проигрыш в эффективности их использования, а поэтапно вносить изменения в отдельные блоки гораздо проще, чем заменять систему целиком.

Технология Web-служб, конечно, не является единственным способом создания гибких, способных к развитию решений. В то же время, если будущие планы использования технологий также пока недостаточно определенны, то ориентация на открытые стандарты, такие как XML и Web-сервисы, и предпочтение стандартных подходов (таких как BPEL, например) proprietary технологиям там, где это возможно, позволит обеспечить большую инвариантность относительно последующих планов технологического развития.

***

В заключение еще раз отметим, что использование каких бы то ни было подходов к автоматизации может принести реальную отдачу только при условии, если их использование определяется потребностями бизнеса. И в условиях изменений это еще больше влияет на успешность любой компании.