ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВПС УКРАЇНИ ТОПОГЕОДЕЗИЧНИМИ ТА АЕРОНАВІГАЦІЙНИМИ КАРТАМИ.ОСНОВНІ ТИПИ КАРТ ТА ЇХ ПРИЗНАЧЕННЯ.

Варианты построения структур управления

Принципы построения структур управления и требования к ним

 

При формировании структуры управления производством необходимо пользоваться организационными принципами их построения:

- принцип демократичности управления (соотношение централизации и децентрализации принятия решений, единоначалие и персональная ответственность каждого за ведение дела;

- принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности;

- принцип управляемости (оптимальное соотношение руководителей и подчиненных);

- принцип соответствия объекта и субъекта управления (по специальности, по уровню образования);

- принцип адаптации (гибкости и надежности функционирования, реакция на изменение условий);

- принцип экономичности (эффект достигается при минимальных затратах на управление).

На построение структуры управления оказывают влияние внешние и внутренние факторы и условия.

К внешним факторам относятся – территориальное размещение, подчиненность, кооперация и др.

К внутренним относятся – организационное устройство, размеры и тип производства, уровень специализации и концентрации, обеспеченность и уровень квалификации кадров и др.

Требования к структуре управления:

- структура управления должна быть предельно проста;

- должны быть определены права и ответственность каждого работника (должностные инструкции);

- обязанности линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены (не должно быть двойного подчинения и дублирования функций);

- координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство;

- структура управления должна соответствовать конкретной организации.

 

 

Классификация структур управления осуществляется по различным признакам:

1. В зависимости от организации производства различают:

- отделенческая (территориально-производственная);

- цеховая (отраслевая);

- комбинированная.

2. В зависимости от количества ступеней управления различают:

-двух, -трех, -четырехступенчатые структуры,

3. В зависимости от применяемых методов управления:

-бюрократические

а) четкая соподчиненность;

б) нормы, обязанности, права;

в) задача - как процедура;

г) отсутствие взаимоотношений;

д) разделение функций по квалификации. – Эффективна на крупных предприятиях.

- органические

а) изменение лидеров;

б) нормы в процессе обсуждений;

в) творческий подход к решению задач;

г) саморазвитие;

д) временные функции. – Имеет высокую гибкость: решения принимаются на основе обсуждения, при обсуждении проблем – доверие.

3. В зависимости от взаимосвязей между звеньями управления

- линейные (у подчиненного только один руководитель);

- функциональные (исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям);

- линейно-функциональная (или линейно-штабная – сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб);

- программно-целевая (создание временных коллективов для выполнения конкретных программ – характерен для отраслей с нестабильным рынком);

- матричные структуры (совмещение линейной и программно-целевой структуры – руководитель программы работает с неподчиненными ему непосредственно специалистами. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, а линейные руководители решают, кто и как будет выполнять эту работу).

4. В зависимости от взаимоотношений в коллективе различают формальную и неформальную структуру управления:

Формальная – официально установленное правовое положение, должностные обязанности ( узаконенная система методов и процедур, работы, деловых отношений на предприятии).

Неформальная – основана на личных отношениях, симпатиях, антипатиях работников (сумма неписанных правил, обычаев, норм поведения).