ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВПС УКРАЇНИ ТОПОГЕОДЕЗИЧНИМИ ТА АЕРОНАВІГАЦІЙНИМИ КАРТАМИ.ОСНОВНІ ТИПИ КАРТ ТА ЇХ ПРИЗНАЧЕННЯ.
Варианты построения структур управления
Принципы построения структур управления и требования к ним
При формировании структуры управления производством необходимо пользоваться организационными принципами их построения:
- принцип демократичности управления (соотношение централизации и децентрализации принятия решений, единоначалие и персональная ответственность каждого за ведение дела;
- принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности;
- принцип управляемости (оптимальное соотношение руководителей и подчиненных);
- принцип соответствия объекта и субъекта управления (по специальности, по уровню образования);
- принцип адаптации (гибкости и надежности функционирования, реакция на изменение условий);
- принцип экономичности (эффект достигается при минимальных затратах на управление).
На построение структуры управления оказывают влияние внешние и внутренние факторы и условия.
К внешним факторам относятся – территориальное размещение, подчиненность, кооперация и др.
К внутренним относятся – организационное устройство, размеры и тип производства, уровень специализации и концентрации, обеспеченность и уровень квалификации кадров и др.
Требования к структуре управления:
- структура управления должна быть предельно проста;
- должны быть определены права и ответственность каждого работника (должностные инструкции);
- обязанности линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены (не должно быть двойного подчинения и дублирования функций);
- координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство;
- структура управления должна соответствовать конкретной организации.
Классификация структур управления осуществляется по различным признакам:
1. В зависимости от организации производства различают:
- отделенческая (территориально-производственная);
- цеховая (отраслевая);
- комбинированная.
2. В зависимости от количества ступеней управления различают:
-двух, -трех, -четырехступенчатые структуры,
3. В зависимости от применяемых методов управления:
-бюрократические
а) четкая соподчиненность;
б) нормы, обязанности, права;
в) задача - как процедура;
г) отсутствие взаимоотношений;
д) разделение функций по квалификации. – Эффективна на крупных предприятиях.
- органические
а) изменение лидеров;
б) нормы в процессе обсуждений;
в) творческий подход к решению задач;
г) саморазвитие;
д) временные функции. – Имеет высокую гибкость: решения принимаются на основе обсуждения, при обсуждении проблем – доверие.
3. В зависимости от взаимосвязей между звеньями управления
- линейные (у подчиненного только один руководитель);
- функциональные (исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям);
- линейно-функциональная (или линейно-штабная – сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб);
- программно-целевая (создание временных коллективов для выполнения конкретных программ – характерен для отраслей с нестабильным рынком);
- матричные структуры (совмещение линейной и программно-целевой структуры – руководитель программы работает с неподчиненными ему непосредственно специалистами. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, а линейные руководители решают, кто и как будет выполнять эту работу).
4. В зависимости от взаимоотношений в коллективе различают формальную и неформальную структуру управления:
Формальная – официально установленное правовое положение, должностные обязанности ( узаконенная система методов и процедур, работы, деловых отношений на предприятии).
Неформальная – основана на личных отношениях, симпатиях, антипатиях работников (сумма неписанных правил, обычаев, норм поведения).