ЛЕКЦИЯ № 24. Брак и семья в эпоху Возрождения. Феномен куртуазности

В эпоху Возрождения брак рассматривается как высшее состояние по сравнению с безбрачием. Холостяк и старая дева служат предметом насмешек, а брак восхваляется. Повсюду — и в городе, и в деревне — численно преобладают женщины (нес­мотря на то, что смертность среди них была высока вследствие частых и ранних родов). Число мужчин сокращается, а причина тому — гибель на поле боя во время военных экспедиций, путе­шествий (например, освоения новых земель). Количественное неравенство полов осложняется социальными факторами, отяг­чившими положение женщины — это наемничество, означающее отказ от брака, семьи, детей. Женщине того времени брак давал возможность более или менее устроить свою жизнь, так как жен­ских профессий было чрезвычайно мало. Выбор исчерпывался, по сути, двумя вариантами: уход в монастырь или проституция. А так как женские монастыри отдавали предпочтение знатным дамам или состоятельным женщинам, для женщин низших слоев этот путь был закрыт.

При заключении брака учитывались интересы семьи, рода, были также экономические, политические мотивы, престиж. Для знати он представлял собой политический акт, жених и не­веста олицетворяли договаривающиеся стороны. Это относится и к городскому патрициату, купечеству. Крестьяне важное значе­ние придавали благополучию хозяйства, для чего необходимо было иметь как можно больше детей.

Свадебные обряды эпохи Возрождения, лишенные своего сак­рального духа, отличаются чрезвычайной свободой нравов и даже разнузданностью. Это характерно для бракосочетания простолю­динов и знати. Бесстыдные насмешки, вольности и непристойно­сти сопровождают свадебное венчание, пир. Они как бы воссозда­ют особую атмосферу сатурналий — обстановку вседозволенности. Свадьба могла длиться по несколько дней. В честь молодой пары устраивались пиршества, игры, танцы, зрелища. Сочинялись и произносились «свадебные супы» — песни и шутки, посвящен-


ные жениху и невесте, полные скабрезностей. Эротикой напол­нены такие обычаи, как похищение подвязки невесты, а то и ее самой, праздничное посещение бани.

Следует отметить, что в Возрождение брак в морально-право­вом аспекте переходит под церковную юрисдикцию. Наблюдается сосуществование языческого (важнейшее место отводилось, как мы заметили, эротике, фаллической символике) и церковного ритуалов. Они противостоят и одновременно дополняют друг друга — освящение брачного ложе и его публичное разделение. Главная цель брака — рождение детей, поэтому священник освя­щает брачное ложе. Обычай публичного разделения ложа древний и коренится в традициях германских племен: поскольку брак — это сделка, то она должна заключаться при свидетелях.

Интересное явление эпохи Возрождения — обычай «пробных ночей», распространенный в XV—XVI вв., который был связан с тем, что важным считалось рождение детей. Он был принят в крестьянской среде как форма добрачных «ухаживаний». Ког­да девушка достигает возраста зрелости, к ней приходит выбран­ный ею юноша. Эти свидания продолжаются, пока молодые не решат вступить в брак или разойтись. Этот обычай встречается также у знати и горожан в Германии, Франции и Италии.

Официальная мораль и законы того времени, наоборот, тре­буют от девушки соблюдения целомудрия. Она считается высшей женской добродетелью, особенно в женской среде. Достойная или недостойная невеста имеет разные права: так первая подхо­дит к алтарю с венком на голове или даже может распустить воло­сы, вторая довольствуется только вуалью.

Муж являлся господином и повелителем. Жена должна быть крепкой и покорной при любых перипетиях жизни. Общество предоставляет все права для «укрощения» своей жены и карает мужчину, попавшего под каблук. Плодовитость женщин цени­лась и уважалась, бесплодность считалась проклятием.

Одно из оригинальных изобретений эпохи — «пояс целомуд­рия», с помощью которого надеялись сохранить женскую вер­ность. Они изготовлялись как правило, из дорогих материалов — золота, серебра и отличались тонкой работой — чеканкой, инкру­стацией. Их называли также «венецианскими решетками» в знак того, что изобретены они были в Италии. Те же мастера, которые продавали мужьям эти пояса, за большие деньги тайно делали для


их жен ключи. Таким образом, пояса, усыпляя бдительность мужей, не мешали изменять им.

Интересно, что в эпоху Ренессанса на волне увлечения всем античным возрождается такое явление, как греческий гетеризм. Новые гетеры — куртизанки — получают свободный доступ в об­щество сильных мира сего.

Все отношения между мужчиной и женщиной связаны с лю­бовью и приобретают игровые формы и стиль — куртуазность. Наблюдается так называемая любовь — людус (любовь-игра). Главный мотив — рыцарь и его Дама сердца. Этому положил начало еще Культ Прекрасной Дамы. От романтического мотива осталась только оболочка. Теперь он наполняется эротикой.

Э. Фукс в своей «Истории эротического искусства» утверждал, что эротика наполняет собою и образует все отношения между мужчиной и женщиной. «Нет вообще никаких интимных отно­шений между двумя нормальными лицами разных полов, кото­рые не имели бы эротических оснований»36. Против эротики и чувственности всегда выступали нравственность и мораль, соз­даваемые самим обществом, обществом, которое потом же их отрицает. Эротика, согласно Э. Фуксу, «это самое ценное и важ­ное в мире… Задача эротики — из чисто животного акта сделать произведение искусства»37.

Отношения между мужчиной и женщиной приобретают внеш­не благородные нормы и правила. Дабы не прослыть варваром и мужланом, следовало подчинять свои чувства строгим условно­стям. Этикет того времени не был аскетическим, тем не менее он требовал от членов общества знания правил «искусства (или науки) любви».

Куртуазность присутствует во всей повседневной жизни. Это «суды любви», которые устраивались во время эпидемий чумы, «дабы развеяться». Члены суда, наделенные высокими титулами (Рыцари чести, Оруженосцы любви, Магистры прошений и др.), читали литературные произведения и проводили диспуты о любви. «Суды» представляли собой своеобразные аристократи­ческие, литературные салоны, напоминавшие бюргерские «пала­ты-риторики». Эти придворные игры просуществовали достаточ­но долго, и в них участвовали сотни людей. К развлечениям

36 Фукс Э. История эротического искусства. М., 1995. С. 12.

37 Там же. С. 16.


аристократии относятся также всевозможные амурные игры: «замок любви», «фанты любви», «изящные вопросы»38. Важна в этот период символика цвета, о ней изданы специальные посо­бия. Все это — светские развлечения, праздное времяпрепровож­дение знати. Однако правящие сословия формируют эстетиче­ский идеал эпохи, прививают обществу определенную систему ценностей. Так называемое «желание прекрасной жизни» являет­ся характерной чертой Ренессанса. Средневековой аскезе Воз­рождение противопоставляет гедонизм, этику наслаждения, вос­хищения красотой человеческого тела.

Если мораль аскетизма не признавала человеческой, плотской любви, то этика Ренессанса как бы оправдывает плоть. Подобные идеи оправдания всех человеческих радостей — от природных (т. е. плотских) до духовных, творческих нашли свое воплощение в гуманистической культуре.

Гуманизм оправдывал и возвышал земную любовь. Любовь согласно гуманизму — одно из первейших и могущественнейших проявлений человеческой личности. Любовь требует раскрепоще­ния личности, так как она по самой природе выступает против вся­кого насилия и диктата внешних сил, обстоятельств, традиций и т. д.

В эпоху Возрождения любовь явилась фактором самосозна­ния и самораскрытия личности. В системе гуманистического мировоззрения семейная, телесная любовь возвышается. Любовь является каким-то высоким чувством, которое доступно человеку неблагородному. Поэтому человек должен быть достоин своей любви.

Новое понимание половой любви, принесенное гуманизмом, было невозможно без открытия красоты мира.

Таким образом, для эпохи Возрождения характерен культ физической красоты, прекрасной телесности; акцентирование чувственности, жажда физической любви. Эпоха любуется обна­женным телом. В духе времени принято было заказывать портре­ты обнаженных фавориток правителей. Имел место обычай, когда высокого гостя приветствовали прекрасные нагие женщи­ны. Прямая, открытая и бесстыдная эпоха наслаждается вновь открытым человеческим естеством.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. С. 141.