ИТ КАК СОТРУДНИК КОМПАНИИ

Наверное, очень странно видеть в компьютерах, компьютерных сетях и программном обеспечении сотрудника своей компании. Не менее странно при построении КИС рассматривать информационно-техническую инфраструктуру (ИТИ) как субъекта функционирования компании. Тем не менее автору такой взгляд на ИТИ не единожды позволял решить сложные проблемы моделирования и внедрения информационных технологий в работу компании. Такой взгляд даст возможность определить не только место ИТ, но и круг выполняемых функций.

Что поручим «новому сотруднику»? На протяжении деятельности компании в результате взаимодействия субъектов создается информационное пространство. Создается, помимо нашего на то позволения. Схематически это изображено на рисунке 1. Если оно структурированное, потоки информации определены и поддерживаются в устойчивом состоянии, тогда это благоприятно скажется на работе компании. В противном случае мы будем иметь только деструктивное влияние.

Информационное пространство компании формируется из нескольких источников:

  1. совещания (планерки) — руководители подразделений взаимодействуют между собой;
  2. руководители подразделений — отдают распорядительную информацию подчиненным;
  3. подчиненные — предоставляют отчетную информацию руководителям;
  4. исполнители в рамках одной структуры — осуществляют взаимодействие при выполнении отдельной операции;
  5. исполнители различных структур — взаимодействие происходит при переходе между операциями или процессами;
  6. внешние контрагенты — при приеме услуг от контрагентов;
  7. внешние потребители — при передаче услуг потребителю.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждое взаимодействие поддерживалось. ИТ подходят для этих целей наилучшим образом. При условии правильного использования, мы получим «молчаливого» сотрудника, который не имеет своих собственных интересов, работает крайне формально и участвует во всех процессах как равноправный партнер. Дополнительно ИТ могут взять на себя контроль за достоверную информацию, если будут разработаны ключевые признаки. ИТ не имеют ограничений на профпригодность — чтобы чему-то научить, достаточно изменить алгоритмы. Просто идеальный исполнитель! А с точки зрения нотации IDEF — всего-навсего, ресурс.

Есть в ИТ и недостаток. Идеальный исполнитель очень строг к «условиям» работы. Использовать информационные технологии можно только в рамках четко очерченных правил. И если мы не можем обеспечить условия, указанные на рис. 2, то «нанимать» этого сотрудника еще слишком рано.