Конструирование гендерной системы

Гендерный подход к анализу культуры

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры

Культура— это то, что не создано природой, а создано людь­ми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура — это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задают­ся символические значения вещей и явлений.

Миф— одна из самых ранних стадий культуры. Миф выпол­няет такие функции, как передача социального опыта, интегра­ция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из рас­пространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.

В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол — это биологические и психические особен­ности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально припи­сывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологи-ческому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозна­чает совокупность норм поведения, которые обычно ассоцииру­ются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.

Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биоло­гическое или физическое различие между мужчиной и женщи­ной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный обо­рот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.


Данные археологии свидетельствуют, что в первобытные вре­мена не существовало неравенства. Первобытные люди вели кочевой образ жизни. У кочевников не было частной собственно­сти, не было и неравенства по половому признаку. Постепенно начинает развиваться пастушество, одомашнивание животных, земледелие. Земледелие и собирательство стали лучшими спосо­бами пропитания, чем охота. Материнство, почитание этой роли женщины приведут к тому, что женщины станут более уважаемы­ми членами общества. И это найдет свое отражение в мифологии. Как известно, первое божество — это Богиня-Мать (IX—VII тыся­челетие до н. э.).

Шумерская культура является первой высокоразвитой культу­рой Месопотамии (V тысячелетие до н. э.). Здесь женщина име­ла высокое положение. Археологи находят следы матриархата и в Европе (остров Крит). До сих пор существуют некоторые племена в Африке, где женщины играют главенствующую роль.

Первыми исследователями матриархата были американский этнограф Л. Морган, Д. Макленнан и швейцарец И. Маккофен (XIX в.). Они занимались исследованием жителей острова Су­матра. Эти исследования показали, что женщины продолжают жить в условиях матриархального права.

В Древнем Египте женщины также играли значительную роль.

Базовыми факторами в формировании патриархата были раз­деление труда, возникновение частной собственности и возник­новение традиционной семьи. Исторически первой формой раз­деления труда, как отмечает К. Шаркс, было разделение труда по половому признаку, а именно по рождению детей. Возникают половые табу. Мужчины постепенно становятся владельцами продукта (домашнего скота) и нового вида труда (рабов). Накоп­ление в их руках частной собственности привело к экономиче­ской зависимости женщин от мужчин. Моногамная семья возник­ла как ответ общества на данную ситуацию. С возникновением моногамной семьи хозяйственная деятельность общины распа­дается на отдельные сегменты, становится частным делом каждой семьи. Семья тем самым формируется как производительная ячейка. Позднее с развитием товарно-денежных отношений уме­ньшается значение материальной деятельности внутри семьи.


Ведение и организация домашнего хозяйства теряют свою социальную значимость, становятся частным занятием. Форми­руется и разделение труда по половому признаку — поначалу между членами семьи. В семьях любого социального слоя женщи­ны, дети, батраки, поденщики, рабы обоих полов безраздельно подчиняются власти отца семейства. Однако следует заметить, что жестокость разделения труда по половому признаку зависела от экономического положения семьи. В богатых семьях данное поло­жение соблюдается более строго, а в бедных семьях это менее выражено, поскольку основной задачей было совместное выжива­ние мужчины и женщины. В доиндустриальной семье мужчины и женщины могут заменять друг друга в труде. И мужчины, и жен­щины могли прясть, ткать. В индустриальном обществе труд в цеховых организациях был доступен только мужчинам. Член­ство в цехе давало определенные половые и гражданские права. Следовательно, женщины лишаются этого. С развитием инду­стриального общества происходит отделение производственной сферы от домашней. Это сопровождается дифференциацией спе­циализаций мальчиков и девочек. Мальчики уходят в школы, а девочки остаются дома. Именно в индустриальную эпоху проис­ходит окончательное формирование идеологии естественного предназначения женщины.

Таким образом, в основе разделения труда лежат не биологи­ческие различия между мужчиной и женщиной, не принципиаль­ная биологическая неспособность женщины выполнить ту или иную работу. Вопрос заключается в той оценке, которую об­щество дает тому или иному виду труда.

Можно выделить два вида контроля над женщиной:

1) форма физического насилия — осуществление контроля над жизнью женщины (например, убийство новорожденных девочек в Античности), над женским телом, контроль над сек­суальностью с помощью различных моральных норм. Нрав­ственность, нравственные законы всегда выступают против сексуальности, эротики, чувственности женщины и женского тела. Здесь возникает также вопрос о соотношении сексуаль­ности и одежды, проституции и нравственности;

2) идеологический контроль. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующих

главах на примере конкретных исторических эпох.