ЛЕКЦИЯ № 19. Историография ментальностей

Оригинальная культурологическая концепция сложилась в рамках исторической школы «Анналов». Представители этой школы — в основном современные французские историки — Л. Февр (1878—1956), М. Блок (1886—1944), Ф. Бродель (1902—1985), Ж. Ле Гофф (р. 1924) и др.

В 1929 г. на Западе разразился жесточайший экономический кризис. Устоявшаяся в веках система ценностей стала пересмат­риваться. В первые три десятилетия XX в. в результате явной неспособности дать научное объяснение исторического процес­са потерпели полный крах многие концепции традиционной историографии, а вместе с ними и доминировавшие в ней школы и направления. Назрела потребность в более широких научных обобщениях, в более углубленных раздумьях о судьбах цивилизации. Выразителями этих потребностей во Франции стали ученые — историки, социологи, географы, экономисты, — которые объединились в сравнительно небольшую группу вокруг созданного М. Блоком и Л. Февром в 1929 г. в Страсбурге журна­ла «Анналы экономической и социальной истории». Основную задачу исторической науки они видели в создании всеобъемлю­щей истории — «истории, которая стала бы центром, сердцем общественных наук, средоточием всех наук, изучающих обще­ство с различных точек зрения — социальной, психологической, моральной, религиозной, эстетической и, наконец, с политиче­ской, экономической и культурной»26. Выступая за обновление истории, М. Блок и Л. Февр доказывали, что к числу исторических фактов относятся не только «события» из сферы политической жизни, но и прежде всего явления и процессы в том числе социаль­но-экономического развития. «Анналы» М. Блока и Л. Февра выступили за разработку «истории масс» в противовес «истории звезд», за историю, видимую не «сверху», а «снизу». В «Анна­лах» разрабатывалась «география человека», история материаль-26 Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1998. С. 28.


ной культуры, историческая антропология, социальная психоло­гия.

Олицетворением первого поколения исторической школы «Анналов» были Л. Февр и М. Блок, второго — безусловно, Ф. Бро-дель и его 3-томное сочинение «Материальная цивилизация, эко­номика и капитализм, XV—XVIII вв.».

В послевоенный период Ф. Бродель смотрелся как одна из трех вершин французской историографии; две другие — это Э. Лабрус (р. 1895) и П. Ренувен (1893—1974). Но примерно с середины 1950-х гг. к нему надолго перешло единоличное лидерство. С 1956 г. после смерти Л. Февра Ф. Бродель возгла­вляет журнал, который вскоре приобрел название «Анналы. Эко­номики. Общества. Цивилизации». С этого же времени в журна­ле стало все отчетливее проявляться присущее Ф. Броделю видение истории.

В 1970-х гг. произошел заметный поворот в общей ориентации историографического направления, представляемого «Аннала­ми». Новые директора журнала — Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро, Ж. Ле Гофф и др. уже — стали осуществлять коллективное руко­водство, а Ф. Бродель, хотя формально он продолжал оставаться одним из его директоров, фактически уже покинул свое детище. Все эти перемещения в руководстве журнала — лишь внешние проявления глубоких изменений в общенаучной проблематике, в теоретико-методологической оснащенности и идеологической направленности «Анналов» на третьем, современном этапе их развития.

В научно-исследовательской проблематике отчетливо наблю­дается продвижение, как это квалифицируют сами представители третьего поколения «Анналов», «от подвала к чердаку», т. е. от геоистории, от экономической и социальной исторической дей­ствительности в сферу духовной жизни общества, к истории мен-тальностей.

Согласно Л. Февру, чтобы постичь сущность цивилизации и смысл поступков людей, которые к ней принадлежат, необхо­димо реконструировать присущий этим людям способ восприя­тия действительности. Надо познакомиться с их мыслительным и эмоциональным инструментарием, т. е. осознать себя в мире с теми возможностями, которые предоставляются данным об­ществом в распоряжение индивида. Индивидуальное же видение


мира, по Л. Февру, есть не более, чем один из вариантов коллек­тивного мировидения.

Если архетипы коллективного бессознательного универсаль­ны для всех эпох истории человечества, то ментальность есть спо­соб мироощущения, связанный с определенной исторической эпохой. Конечно, от самого индивида тоже зависит то, как он этими возможностями распорядится. Но вместе с тем общий характер мировосприятия, стиль жизни и ментальность, прису­щие данной человеческой общности, не зависят от индивидов и социальных групп. И тем самым культура образует некую неви­димую сферу, за пределы которой не в состоянии выйти принад­лежащие ей люди. Особое внимание при этом придается изуче­нию традиций и привычек сознания, поскольку ментальности изменяются медленно. История ментальностей — история замед­лений в развитии человечества.