Виды прогноза.
Отличие плана от прогноза.
Сущность прогнозирования.
Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных направлениях развития предприятия в будущем.
Прогнозирование – процесс разработки прогнозов, стратегии и планов деятельности организации, связывающий теорию и практику.
Прогнозирование имеет следующие стороны:
- Предсказательная сторона (описательная);
- Предписательная сторона
- Предчувствие (описание будущего состояния дел на основе эрудиции и интуиции);
- Предугадывание, которое обычно основано на опыте и практических знаниях.
Экономическое прогнозирование соотносится с таким широким понятием, как предвидение. Как правило, различают 3 формы предвидения: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза – научное предвидение на уровне общей теории. Обычно на уровне гипотезы предлагается качественная характеристика исследуемых объектов, т.е. общие закономерности.
Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, т.к. отражает и качественные и количественные характеристики. В отличие от гипотезы прогноз отличается большей степенью достоверности.
План представляет собой постановку точно определенной цели. В плане дается предвидение конкретных событий, фиксируются пути, условия и средства развития фирмы.
Главные отличительные черты плана: определенность, директивность, возможность контроля за процессами.
План и прогноз – это 2 взаимодополняющие стадии планирования. При этом главная роль отводится плану, а прогноз – это инструмент разработки плана.
Выделяют три формы сочетания прогноза и плана:
- прогноз предшествует составлению плана;
- прогноз идет вслед за планом и в этом случае прогнозирует последствия управленческих решений;
- прогнозируют в процессе составления плана.
Самое серьезное отличие – план носит директивный характер, а прогноз – вероятностный.
План – это однозначное решение, прогноз же всегда предполагает наличие вариантов.
Для достижения прогноза используют приблизительные методы. По своей сути прогнозирование шире, чем планирование, т.к. включает данные не только о фирме, но и о внешней среде.
Следует отметить и то, что прогнозирование несколько по иному подходит к объекту исследования и имеет отличные от планирования функции. Так, цель прогноза: выявить предпосылки и создать их для принятия решений фирмы, а план позволяет эти решения реализовать.
К числу наиболее важных прогностических проблем относят построение технологии прогнозов.
Типы прогнозов различают по следующим признакам:
- временной горизонт прогнозов;
- масштаб прогнозирования;
- функции прогнозов;
- характер объектов прогнозирования.
По первому признаку прогнозы различают как и планы: краткосрочные (от недели до года); среднесрочные (от года до пяти лет); долгосрочные (более пяти лет).
Среднесрочные и долгосрочные прогнозы относят к инновационной деятельности. Например, прогнозы по инвестированию, по использованию капитальных вложений, по проведению реорганизации фирмы, по разработке нового продукта и т.п.
По функциональному признаку обычно выделяют 3 типа прогнозов: поисковый, нормативный, творческий.
Обычно выделяют два вида поискового прогнозирования:
Экстраполитивный прогноз (прогноз, который проводят на основе оценки промышленных показателей);
Альтернативный прогноз или инновационный (прогноз, который основывается на утверждении, что внешняя среда фирмы и сама фирма подвержена постоянным изменениям. Поэтому иногда развитие фирмы может идти не по плану, а прерывисто (скачкообразно). Поэтому при выборе инновационной стратегии необходима разработка различных вариантов этих стратегий.
Нормативный прогноз – прогноз, который делают на базе заранее определенных целей и задача данного прогноза: определение состояния инноваций в зависимости от конкретных целей на промежуточных этапах процесса.
Творческое прогнозирование – чисто субъективное прогнозирование, которое определяется интуицией руководителя. Обычно этот тип прогноза предшествует поисковому и нормативному.
Поисковый, творческий и нормативный прогнозы желательно сочетать.
Помимо данных прогнозов выделяют по возможности воздействия на будущее 2 типа прогноза:
1. пассивный прогноз – когда фирма из-за отсутствия средств и других возможностей не предполагает воздействовать на свою внешнюю среду;
2. активный прогноз – фирма предполагает проектировать свое будущее и реально воздействовать на внешнее окружение.
По степени вероятности будущих событий прогнозы подразделяются на инвариантные и вариантные.
Инвариантные – прогнозы, которые делают, если организация рассчитывает на высокую степень определенности будущей внешней среды и поэтому разрабатывает только 1 вариант прогноза.
Вариантный прогноз основан на предположении значительной неопределенности будущей среды и значит разработке нескольких вероятных вариантов развития.
Тема 15. Планирование. Плановые расчеты и показатели.