Информационные технологии в редакционной деятельности. Интернет-СМИ. Сетевая пресса Беларуси.

Прогресс в области информационных технологий предоставляет журналистам многочисленные возможности. Под их влиянием кардинальным образом изменяются методы и приемы работы сотрудников печатных и аудиовизуальных СМИ. Более того, в последнее время все чаще заявляют о себе сетевые издания. Появился термин "Интернет-журналистика" (web-журналистика, кибер-журналистика, сетевая журналистка, виртуальная журналистика).

Для журналиста XXI века Интернет имеет огромное значение. Во-первых, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов. Во-вторых, Интернет представляет собой эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон и факс. Появляется уникальная возможность легко установить контакт с экспертами по интересующей теме во всем мире, а также наладить контакты с другими журналистами. В-третьих, Интернет сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит становление СМИ нового типа.

К журналистским ресурсам Интернета можно отнести поисковые системы и каталоги, электронные базы данных и архивы СМИ, электронные библиотеки, списки рассылки, группы новостей, сайты информационных агентств, сайты органов государственной власти Беларуси, корпоративные сайты учреждений, предприятий, организаций, информационно-образовательные порталы, правовые ресурсы, сайты пресс-центров. Весьма полезными могут быть электронные версии традиционных СМИ и сайты сетевых изданий. Мнения людей по различным темам можно узнать на форумах. Современный журналист должен уметь работать и с электронной почтой.

Сегодня Интернет выступает не только как источник разнообразной информации и средство коммуникации, но и представляет собой поле для развития традиционных СМИ. Многие газеты, журналы, телеканалы, радиостанции Беларуси имеют свои электронные версии. Количество периодических изданий, представленных в сети, на начало 2005 г. не превышало 150-170. Пользователи Интернета сегодня имеют возможность ознакомиться с электронными (онлайновыми) версиями как ведущих общественно-политических, так и специализированных и рекламных изданий. Пионером в освоении информационного поля Интернета в Беларуси стала газета "Вечерний Минск". Портал http://www.newsvm.com, созданный редакцией "ВМ", заработал 24 июля 1996 года.

Постепенно Интернет становится новым видом масс-медиа, к основным преимуществам которого относится мгновенный доступ к информации. Наряду с электронными (онлайновыми) версиями в Беларуси существуют собственно сетевые СМИ, не имеющие печатной версии и выходящие только в Интернете. Первое чисто сетевое информационно-аналитическое издание "Белорусские новости" (http://www.naviny.by), которое сегодня можно смело причислить к категории сетевых СМИ, появилось в нашей республике 1 сентября 2002 года. Проект «Белорусские новости» ставит своей целью оперативное освещение важнейших событий в стране и мире. В Интернет-газете существуют постоянные рубрики «Тема», «Политика», «Экономика», «Культура», «Спорт», разделы «Мобильник», «Штрих», «Кадр» и др. Функционирует поиск по сайту, проводятся голосования, представлен прогноз погоды.

Помимо умения работать в Интернете, сотрудники СМИ должен в совершенстве владеть журналистским инструментарием XXI века. К нему относятся ноутбук, карманный компьютер, цифровой диктофон, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон (желательно поддерживающий стандарт передачи данных GPRS). В большинстве редакций создана компьютерная сеть, позволяющая организовать «движение» материалов без использования дискет. Важно также уметь использовать в своей работе различные базы данных, электронные архивы и досье.

К первым опытам веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, относятся авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. Интернет-журналистика формировалась самопроизвольно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, что, конечно, можно считать положительным моментом становления этого направления, так как нужно было время для формирования нового языка, стиля, тематики публикаций. Авторские проекты — не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиасреды.

Опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ.

Открытием интернет-журналистики можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Это позволяет ожидать качественных системных изменений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации.

Основные причины неуспеха неудачных журналистских веб-проектов заключаются в: 1) игнорировании специфики гипертекста и его лексических особенностей; 2) примитивной технологии и отсутствии автоматизации.

Хорошо сделанная электронная версия издания — это отдельное издание со своей экономической стратегией, со своим бюджетом, со своим менеджментом.

Будем считать сетевым изданием всякий сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации.

На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за массовые информационно-коммуникативные каналы: 1) пресса, 2) радио, 3) телевидение, 4) web, поэтому Интернет-журналистику следует рассматривать не как тип, а как вид журналистики с присущими ей специфическими качествами как в решении ею задач, так и в выборе способов решения.

Интернет-журналистика вместе с прессой, радио и тележурналистикой определяют информационную политику общества. Развитие Интернет-журналистики осуществляется во взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами СМИ.

Веб-издание, как правило, имеет редакцию. Редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания.

Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Формирование веб-образа информации, включающего дизайн и интерактивные элементы, предполагает наличие нового типа редактирования — веб-редактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовке веб-страниц к изданию.

 

С появлением Интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию.

1. Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества.

2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент; следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.

3. Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности.

 

Выделяют следующие редакционные системы: газетная, журнальная, книжная, радиовещательная, телевизионная, Web. Редакционная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, является организационной формой коммуникативной деятельности общества. Она существенно трансформировалась уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета.

 

Квалификационные признаки редакционных систем:

• синхронность — асинхронность (отношение издания к событию), отражающая характер воспроизводства информации: синхронное — сообщение выдается в момент события, при асинхронном сообщении — время события и сообщения не совпадают;

• on-line — off-line (отношение издания к читателям), отражает характер связи с читателями: on-line — онлайновый, оперативный, т.е. в процессе общения, off-line — офлайновый, автономный, т.е. потребитель получает уже готовый информационный продукт;

• информационная — коммуникационная отражает характер продукта: информационная — передается информация; коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.

 

Сегодня стремительно устаревают понятия «местная пресса» и «многотиражка». Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него.

Особенностью функционирования организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа деятельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, такова специфика транспрофессиональной работы.

Веб-редакция, как правило, приобретает новую форму социальной организации современных профессионалов.

Для решения всего комплекса задач менеджмента сетевых СМИ необходим профессионализм, соединяющий в себе компетентность журналиста, веб-мастера, менеджера, специалиста по PR, т.е. транспрофессионализм, который необходимо вырабатывать в себе как лидеру проекта, так и всем сотрудникам.

Такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией.

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Жанры журналистики имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов. Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. Исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности.

Далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа, но в соответствии с российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой.

Классификация веб-изданий

 

Веб-издания можно классифицировать следующим образом:

1) клоны несетевых изданий;

2) издания, существующие только в Интернете;

3) смешанные издания.

Однако эта классификация недостаточно адекватна, так как, во-первых, клоны несетевых изданий функционально веб-изданиями не являются, выполняя только представительские или маркетинговые функции. Смешанные издания включают материнское (несетевое) издание и веб-версию, которую следует рассматривать как самостоятельный проект.

Можно также различать веб-издания по сходности с их традиционными аналогами.

1. Интернет-газеты — часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на новостях.

2. Интернет-журналы — издания в основном аналитического характера как тематические, так и общественно-популярные.

3. Интернет-радио — web-радиостанции.

4. Web-телевидение — развивающееся интерактивное телевидение.

5. Специализированные информационные агентства — ресурсы,

поставляющие информацию с телетайпных лент. Можно также классифицировать веб-издания на основе доминирующих технологий:

1. Информационные (вещательные) технологии — задача издания состоит в информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники).

2. Интерактивные технологии — издание ориентировано на максимально возможное включение посетителей в публицистический процесс (форумы, чаты и т.п.).

3. Коммуникационные технологии — задача издания организации веб-сообществ (колец) сайтов.

4. Фото-, аудио-, видеотехнологии — используется визуальный и аудиальный каналы публикации и взаимодействия (фоторепортажи, слайд-фильмы, радио, телевидение).

5. Анимационные flash-технологии — в качестве информационного носителя используется интерактивная векторная графика в формате flash (пример — Масяня).