Парфенон.

Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.

Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.

Парфенон венчает Акрополь. Он внутри разделен на восточную и западную части. В западной находилась казна афинян. В восточном стояла статуя Афины Парфенос. Парфенон — храм дорического ордера. Он прямоугольный в плане и со всех сторон окружен колоннами.

- Творчество Фидия (Афина Промахос, Афина Парфенос, статуя Зевса)

Огромную роль в сооружении храма сыграл греческий скульптор Фидий. Фидий создал для Парфенона статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости. Ее высота 12 метров. Остов ее был деревянным, на нем крепились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами на внутренней. На пьедестале было представлено рождение Пандоры, даже на краях сандалий Афины — битва греков с кентаврами. На изготовление колосса было потрачено 40 – 50 талантов золота или 1 тысяча кг. Золотые части можно было снимать. При восходе солнца Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза сапфиров. На Афинском Акрополе находились еще две знаменитые в древности статуи Афины работы Фидия – обе из бронзы. Одна из них, также огромных размеров, «Афина Промахос» (Воительница) стояла на высоком помтаменте в середине Акрополя. Золоченый наконечник копья в руке богини, сверкая на солнце, был виден издали с кораблей, подходящих в к Пирею как некий символ военной мощи афинян. Другая, меньшей величины, скульптура богини была исполнена Фидием по заказу жителей острова Лемноса. «Афина Лемниянка», как ее называли древние, вызывала восхищение своей необыкновенной красотой и жизненностью облика. Статуя Лемниянки высоко ценилась в римский период – несколько ее мраморных копий дошли до нас. Как видно, Фидий владел всеми видами техники монументальной скульптуры: в его руках оживали мрамор и бронза; хрисоэлефантинная техника (золото и слоновая кость), расцвет которой падает на этот период славы античного искусства, была ему хорошо известна. Некоторые писатели древности приписывают Фидию также «акролитную» пластику, то есть соединение мрамора с позолоченным деревом.

- Эрихтейон