Лекция № 38. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения
Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции
При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов:
1) Декларация об окружающей среде и развитии;
2) Повестка дня на XXI в.;
3) Конвенция по биологическому разнообразию;
4) Конвенция по проблеме изменений климата;
5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.
Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся:
1) Президент;
2) Федеральное собрание;
3) Государственная дума;
4) Правительство;
5) представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;
6) муниципальные органы.
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:
1) Конституцию РФ (1993 г.);
2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
4) нормативные акты министерств и ведомств;
5) нормативные решения органов местного самоуправления.
Основные направления экологической политики России следующие:
1) последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
2) последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и в той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
3) восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях);
4) рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
Советское правительство начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.