Революционеры - демократы
Владимир Сергеевич Соловьев.
Создал особую философскую систему положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Благо, истина и красота составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Роль философии в освобождении человека от внешнего насилия и развитии внутреннего содержания. Она низвергает ложных богов и развивает в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества.
Славянофилы(Иван Васильевич Киреевский)
Западная цивилизация разрушает человека и идет к упадку, у России свой самобытный путь исторического развития.
Его проявления: Общинный принцип жизни народа (русская крестьянская община - идеальная форма человеческого общества, построенная на сочетании личного и коллективного).
Православие - традиционная тяга русского народа к социальному миру.
Западники(Александр Иванович Герцен)
Петр 1 вдохнул душу в умирающее тело России, его реформы - это начало исторического развития России.
«Народ России еще не способен принять активное участие в историческом процессе, его нужно к этому готовить». «Необходимо ликвидировать самодержавие и крепостничество в России».
Анархизм- безвластие (Петр Кропоткин, Михаил Бакунин)
Позитивные идеи анархизма:
- максимально возможная свобода для каждого человека, но не за счет другого
- уважение человека его достоинства и независимости
- освобождение общества от централизованной власти, от государства
- организация общества на основе самоуправления и федерализма
- необходимость гармонии человека и природы
Л.Н.Толстой
В.Вернадский
Н.Федоров
К.Циолковский
Основные проблемы философской антропологии.
Философская антропология - это раздел философии, изучающий наиболее важные проблемы человека.
Рассмотрение бытия человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Специальной науки о человеке нет, но стоит задача разработать многомерную систему универсальных характеристик человека, выявить ее ядро – эту задачу пытается решить философия
Философы во все времена пытались ответить на вопрос что такое человек? Аристотель видел в нем «разумное животное», Б. Франклин «животное, делающее орудия труда». Ф. Ницше «больное животное»... но все эти определения не раскрывали сущность человека, остается она тайной и в настоящее время. Современные философы определяют человека как живое существо, способное мыслить и трудиться.
Остается загадкой и проблема происхождения человека.
В соответствии с религиозной картиной мира человек был создан Богом и тайна его происхождения известна только ему (Богу).
Благодаря Чарльзу Дарвину стало общепринятым, что человек - продукт биологической эволюции. Развивая эту теорию, философы - материалисты создали трудовую теорию происхождения человека, т. е. именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека.
В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, возникает потребность в общении, затем добавляется регулирование брачных отношений, возникает мораль, всеэто способствует становлению человека.
Самый важный вопрос философской антропологии - в чем смысл человеческой жизни. Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют принципиальные подходы к объяснению смысла жизни человека.
Объективистский подход.
Мир изначально имеет определенный порядок, при котором заранее определены события мировой истории, личной судьбы. Миром управляет объективная реальность, законы природы. Для человека важно осознать этот порядок и жить в соответствии и ним, установив свою определенную самостоятельность (считая ее свободой).
Религиозный подход.
Бог создал человека по своему образу и подобию и человек своей жизнью должен проявить божественное в себе, тем самым приблизившись к Богу.
Субъективистский подход.
Каждый человек должен жить свою жизнь и иметь свой особый смысл. В жизни самой по себе нет никакого раз и навсегда заданного, определенного смысла.
Сам человек сознательно или стихийно придает ей смысл и тем самым
создает свою человеческую сущность. Человек оставляет в мире свой
неповторимый след.
Человек как личность.
Человек с одной стороны индивид, с другой стороны личность. Как индивид человек один из представителей человеческого рода, продукт социальных отношений. Как личность человек является субъектом социальных отношений. Личностями не рождаются, личностями становятся. Становление личности происходит в процессе социализации, т. е. усвоения ею опыта и ценностей данного общества.
Все люди являются личностями, но существуют сильные и слабые личности.
Признаки сильной личности:
- высокое сознание (ясное осознание смысла жизни и мотивов поведения);
- сильная воля (сознательное подчинение нравственным запретам, умение «властвовать собой»);
- внутренняя свобода (уверенность в себе, самостоятельность, независимость поведения).
Признаки слабой личности:
Уклонение от самостоятельности и ответственности, дефицит воли, лень, беспринципность, завистливость, неустойчивость поведения.
Свобода и зависимость человека.
Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Свобода всегда относительна - нельзя жить в природе и в обществе и в то же время быть совершенно свободными от них. Свобода состоит не в какой-то воображаемой независимости от законов природы и общества, а в возможности выбора своей линии поведения с учетом этих законов, т. е. в разумном соразмерении своих желаний с осознанной необходимостью. Степень свободы личности зависит от характера сложившихся в обществе отношений.
Существует два типа зависимости человека от общества:
1. Отношения личной зависимости.
- Непосредственная зависимость первобытного человека от своего рода, племени (из-за неспособности обеспечить свое отдельное существование).
- Подчинение человека на основе внеэкономического принуждения (рабство, крепостничество).
- Зависимость из-за принадлежности человека к той или иной социальной общности (касте, сословию).
2. Личная независимость людей, но при экономической зависимости друг от друга.
Социальный статус личности- это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. При определении статуса важную роль имеют престиж и авторитет. Престиж — это оценка обществом общественной значимости тех или иных позиций занимаемых человеком. Авторитет - это степень признания обществом личных и деловых качеств человека. Престижными могут быть - профессия, должность. Авторитетным - конкретный человек.
Социальная роль личности- это совокупность действий, которые должен выполнять человек, обладающий определенным социальным статусом (хороший студент, добросовестный работник, отличный солдат).
Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к меняющейся
социальной среде с помощью определенных социальных средств. Адаптация носит
непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального
окружения, видов деятельности. Показателем степени адаптации служит успешное
осуществление человеком своих социальных ролей.
Существует два вида адаптации:
- активный, когда личность сама влияет на окружение.
- пассивный, когда личность в основном воспринимает существующие нормы (конформизм).
Сознание.
Изучение сознания затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления, через сознание осмысливается природа человека вообще, в настоящее время делаются попытки создания искусственного интеллекта.