Исполнительная власть – правительство и кабинет министров

Законодательная власть - парламент

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

(Краткие тезисы)

Особенности государственного устройства

Великобритания является парламентарной (конституционной) монархией.

Королева является главой исполнительной власти, судебной власти, главнокомандующим всех Королевских вооруженных сил.

Управление Великобританией осуществляется «Правительством Ее Величества во имя Королевы».

Тайный совет – совещательный орган при британском монархе. Он консультирует Королеву по вопросам законодательства, обеспечения государственной безопасности, вопросам деятельности парламента и др.

Члены Тайного совета, за исключением входящих в него по должности премьер-министра и министров, назначаются Королевой.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: палаты лордов (верхняя палата) и палаты общин (нижняя палата).

Палата лордов построена на невыборной основе. Ее состав формируется с учетом права наследования или по назначению.

Палата лордов в качестве самой высшей и последней судебной инстанции рассматривает апелляции на решения судов Англии, Уэльса, Щотландии и Северной Ирландии – по гражданским делам и на приговоры по уголовным делам судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии.

Палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов.

В условиях двухпартийной системы одна из партий – консервативная или лейбористская – обладает большинством мест в палате общин.

Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента.

Парламент наделен верховной законодательной властью и обладает правами:

- издавать, изменять или отменять законы;

- определять бюджет;

- вводить налоги;

- разрешать правительству осуществлять расходование средств;

- осуществлять контроль над правительством;

- может требовать отставки правительства, если оно не располагает более поддержкой парламента;

- осуществлять судебные функции.

 

Практически большинство данных полномочий принадлежит парламенту только номинально, а осуществляется в настоящее время под руководством и контролем кабинета.

По существу только правительство обладает законодательной инициативой и ни один законопроект, исходящий от депутатов, не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой.

В отличие от других западных стран в Великобритании существует особое понятие правительства.

Оно охватывает фактически два органа:

-собственно правительство, включающее всех министров, и в таком составе практически никогда не собирающихся вместе для обсуждения вопросов;

- кабинет министров, в составе которого около 20 членов правительства (премьер-министр и основные министры). Кабинет действует «внутри» правительства.

Премьер-министр является одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы, располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации

Компетенции правительства:

1. Формирование и руководство государственным аппаратом.

2. Исполнение законов, принятых парламентом.

3. Контроль над законодательной деятельностью парламента.

4. Подготовка и исполнение бюджета.

5. Контроль над соблюдением законов в стране.

6. Обращение с законодательной инициативой к парламенту.

7. Нормотворческая деятельность и др.

В 1967 г. в Великобритании принят Закон о парламентском уполномоченном по делам администрации (парламентский комиссар по контролю за деятельностью администрации).

Главная задача уполномоченного – рассмотрение и разрешение жалоб граждан, касающихся недостатков системы управления.

Для выполнения своих функций он наделяется значительными правами, которые приравниваются к полномочиям судов (права приглашения и опроса свидетелей, принятия свидетельской присяги, опроса свидетелей за рубежом).

Уполномоченный ежегодно представляет общие доклады парламенту с информацией о своей деятельности (о составе жалоб на деятельность государственного аппарата, распределении жалоб между департаментами (министерствами), проведении расследования и пр.).

Из сферы компетенции парламентского уполномоченного исключены полиция, коммерческие и договорные отношения, персональные дела гражданских служащих и военнослужащих.

В соответствии с законом 1967 г. допускается возможность применить министерское вето на публикацию информации о результатах расследования парламентского уполномоченного в случаях, требующих обеспечения безопасности государства и защиты публичных интересов.

Ограничен прямой доступ граждан к аппарату уполномоченного. Жалобы подаются через члена палаты общин.

В СМИ достаточно редко публикуются отчеты уполномоченного по отдельным жалобам. Подлежат обязательной публикации ежегодные доклады уполномоченного парламенту, однако в них, как указывалось выше, содержится только обобщенная информация без указания конкретных лиц.

Вопросы доступа к документам Правительства регламентируются законом«О государственных документах» 1967 г.

Правительственные документы имеют закрытый характер в течение 30 лет, после чего они могут быть доступны общественности. По свидетельству источников, содержание многих документов не раскрываются в течение 50-100 лет и более. Члены Кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с деятельностью Кабинета.

В 1994 г.был принятКодекс практики доступа к правительственным документам Это привело к расширению функций парламентского уполномоченного по делам администрации.

С 1994 г. он рассматривает также жалобы граждан на отказ в доступе к правительственным документам.

Из сферы действия данного Кодекса исключены службы безопасности и разведки, полученная от них информация, или информация, имеющая какое-либо отношение к ним.

В 2000 г.принят закон«О свободе информации».

Официальная информация изымается из доступа, если ее раскрытие может причинить ущерб в следующих областях:

1. Оборона, внешние связи государства, законная деятельность служб безопасности или внешней разведки.

2. Предотвращение, расследование или раскрытие преступлений, задержание или судебное преследование нарушителей, предупреждение побегов из-под стражи.

3. Позиция государственного органа, к которому обращен запрос о раскрытии информации, в происходящем или предполагаемом судебном процессе.

4. Конкурентная позиция государственного органа или третьей стороны, если использование полученной информации их конкурентом приведет к наступлению вредных последствий для этой позиции.

5. Неприкосновенность частной жизни индивида, который не дает согласия на раскрытие информации, а информация была получена государственным органом:

- в соответствии с требованиями закона или в конфиденциальном порядке в связи с предусмотренными законом льготами или преимуществами, которые предоставляются этим органом;

- в связи с предоставлением индивиду медицинской помощи или социальных услуг.

6. Защита жизни или безопасности индивида, общества, редких или вымирающих видов или среды их обитания.

7. Возможность государственного органа получать информацию, необходимую для его работы, от третьей стороны, в том числе и конфиденциального характера.

8. Возможность государственного органа надлежащим образом рассмотреть вопрос, по которому не принято окончательное решение или который остается предметом рассмотрения.

 

Во всех перечисленных случаях доступ к конфиденциальной может быть разрешен, если это оправдано общественным интересом (правонарушение, злоупотребления властью, небрежное исполнение должностных обязанностей, угроза для здоровья индивида, общественного здоровья или состояния окружающей среды).

 

В Великобритании не существует специального законодательства о СМИ. В целом СМИ действуют в рамках общего законодательства. Существуют отдельные положения, которые регулируют только деятельность СМИ, но они рассеяны по всему гражданскому и уголовному законодательству.

Закон об ответственности за неуважение к суду 1981 г. (10 раздел) определяет, что суд не вправе требовать от автора или журналиста раскрыть источник опубликованной информации, если «не установлено в удовлетворяющей суд форме, что это необходимо в интересах правосудия или национальной безопасности или для предотвращения беспорядков и преступления».

Не требуется раскрывать источник информации, если не существует оправданная общественная заинтересованность в такой информации

Суд может потребовать раскрыть источник информации, если информация получена незаконным путем.

В целом существует презумпция конфиденциальности источника информация.

Исключение составляет следствие при обвинениях в шпионаже, которое специально оговорено законом 1911 г. о государственной тайне, а также расследование финансовых махинаций в особо крупных размерах (покупка или продажа ценных бумаг компании лицом, которое имеет доступ к закрытой информации).