Культура в меняющемся мире
Наука и техника. Важнейшие научные исследования проводились в тот период в области физики, химии, биологии, медицины и т.д. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, началась разработка квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Химики искали способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. Велись работы в области генетики. В медицине больших успехов достигла микробиология и фармакология. Огромное значение имело открытие англичанином Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина. В 20 —30-е гг. XX в. началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством или работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности все чаще использовали автоматические станки и конвейеры. В 20-е гг. XX в. началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20 —30-е гг. XX в. стало распространяться радио, затем возникло телевидение. Появляются первые образцы домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры.
Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распространяться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идейно-художественной программы, но всех его сторонников объединяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.
Направлениями модернизма стали импрессионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Мане, О. Ренуара, К. Моне, Ван Гог, Сезан. Самые смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединявшихся под общим понятием авангардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, экспрессионизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала XX в. Кандинским, Малевичем, и др. Наиболее выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники Пикассо (кубизм), Матисс (фовизм), Дали (сюрреализм). Но многих произведениях этих живописцев нашли отражение социально-политические противоречия того времени. Например, одним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герника», посвященная памяти жителей испанского городка, погибших при его бомбардировке немцами в 1937 г.
Литература. В литературе начала XX в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.). После Первой мировой войны приобретает популярность литература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «потерянного поколения» были созданы немцем Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бессмысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утраченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Других писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».
В послевоенный период в литературу широко начали проникать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные произведения авангарда, такие как романы американца Д. Джойса «Улисс», француза М. Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Кафки «Америка», «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитностью перед жестоким миром.
Кинематограф. Бурными темпами протекало развитие киноискусства. Целой эпохой в этом жанре стало творчество великого американского актера и режиссера Ч. Чаплина. В его немых фильмах «Малыш», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем стал смешной человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный, вызывающий смех и жалость.
Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. Стремление придать кинематографу характер искусства выразилось, прежде всего, в экранизации драматических произведений. Сначала на экран лишь механически переносились театральные постановки. В 20 —30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется массовыми постановками мелодрам, детективов, гангстерских фильмов, фильмов ужасов с вампирами и чудовищами, комедий.