ВОПРОС 4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.

Менеджмент как наука возник на Западе более 70 лет назад. Его отцами являются американец Ф.Тэйлор, француз А. Файоль. Например, Ф. Тэйлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Для того, чтобы достичь этого, по мнению Ф. Тэйлора, необходимо осуществить четыре управленческие функции: планирование, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.

А. Файоль на основе обобщения богатого практического опыта пришел к выводу: "Управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы"... По классификации А. Файоля управление заключается в том, чтобы:

- предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);

- организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив предприятия, фирмы);

- распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);

- согласовывать (соединять действия и усилия);

- контролировать (наблюдать, чтобы всё происходило в соответствии с установленными нормами и отданными распоряжениями).

Современный менеджмент существенно изменился. Особенно за последние два десятилетия. Это связано с информационным взрывом и человеческим фактором. Фактически произошла смена старой системы менеджмента (рационалистической) на новую (маркетинговую, ситуационную).

Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма является "закрытой системой " и её успех на рынке зависит, прежде всего, от внутренних резервов (рационализации производства, эффективности труда). Решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей за всеми видами деятельности персонала и четкое выполнение указаний сверху.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ИЛИ СИТУАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ строится на новых подходах. В частности, фирма считается "открытой системой". Ее успех связывается не столько с внутренними ресурсами (материальными, людскими, финансовыми), сколько со способностью вписаться во внешнюю среду и приспособиться к ней. Ситуационный подход для фирмы означает, что все посторонние системы управления основываются на ответной реакции на различные воздействия внешней среды. Фирма приспосабливается к выявлению новых проблем и выработке новых решений.

Ситуационный (маркетинговый) менеджмент в качестве исходных предпосылок берет следующее:

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из индивидуальностей, объединенных совместными ценностными установками, как, например, "семья";

- фирма должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспособиться к внешним факторам, главным из которых является покупатель;

- ставка делается не на "человека-исполнителя", а на человека самореализующегося.

- МЕНЕДЖМЕНТ сегодня - постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми. В современных условиях система управления фирмой должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной.

Для российской практики в области менеджмента сегодня особенно важны следующие задачи:

1.Внедрение теоретических разработок отечественной и зарубежной науки после необходимой адаптации к нашим условиям.

2.Создание особого подхода к управлению с учетом и на основе особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета.