Лекция 20. Россия в период столыпинских реформ
1. Реформы П.А. Столыпина. П.А.Столыпин в 1903 г. стал саратовским губернатором. В 1905 г. он отличился энергичными действиями по борьбе с революционными выступлениями. В апреле 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Выступая с позиций «успокоение и реформы», новый министр стремился опереться на лояльные властям силы в обществе, поэтому часто выступал в Думе, выдвигал проекты преобразований. 8 июля 1906 г. он стал председателем Совета министров. Николай II отчасти понимал необходимость преобразований, прежде всего в сельском хозяйстве, и для этого нуждался в человеке, который бы умело проводил намеченный им курс. Таким человеком и был Столыпин. 19 августа 1906 г. был подписан указ о военно-полевых судах, позволявший производить быстрый суд и наказание (вплоть до смертной казни) над участниками революционного движения. Добиваясь «успокоения», Столыпин одновременно начал реформы. Он стоял за полную ликвидацию общины. Как он полагал, существование вело к застою в аграрной области и не давало роста крепким хозяйствам. В III Государственной думе Столыпин получил поддержку от усилившейся партии октябристов во главе с ее лидером А. И. Гучковым. За пять лет существования III Думы удалось принять законы об укреплении вооруженных сил, реформах местного самоуправления и просвещения. Группа чиновников во главе с В. И. Гурко еще до прихода в правительство Столыпина начала разработку проекта реформ на селе. План Гурко предусматривал, что каждый член общины имел право выхода из нее и закрепления за собой собственных земельных участков. Он мог сделать с ними, что хотел: продать, купить, заложить. Идеи Гурко легли в основу указа от 9 ноября 1906 г., который рассматривал для крестьян право свободного выхода из общины укрепления за ними собственных земель. После одобрения этого указа Государственным советом и Государственной думой он был подписан Николаем II и стал законом (14 июня 1910 г.). Вначале из общины выходили бедняки, одинокие крестьяне и те, кто хотел переселяться на жительство в Сибирь. Но и крепкий хозяин уже не хотел оставаться в общине. Зная об этом, Столыпин разработал закон «О землеустройстве». Отныне в основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе их хозяина в одном месте. В случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор. Но уже на втором году земельной реформы в ее проведении начались сбои. Многие новые хозяйства оказались слабыми и нежизнеспособными. Отруба и хутора часто создавались в совершенно неприспособленных для этого местах, в неблагоприятных условиях и нередко разорялись из-за неурожаев. Хутора и отруба приживались лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовала местность. Хорошо пошло дело на Северном Кавказе, в Заволжье и Северном Причерноморье, где тому способствовали степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни.
Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок к их землям из помещичьих земель не будет. Наиболее инициативные из них задумывались о переезде в Сибирь. За 1906— 1916 гг. туда уехало 3,1 млн. человек. Были созданы новые села, где строились перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия. Многие переселенцы смогли создать крепкое хозяйство. Но некоторые разорялись и озлобленные возвращались на прежнее место жительства. В течение 1906— 1911 гг. из Сибири возвратилось 0,5 млн. человек. Столыпин с тревогой замечал, что не все задуманное им становится реальностью. За годы реформы из общины вышло менее трети общей численности крестьянского населения России. Из общинного фонда было изъято около 22 % земель, но только половина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей. Решительной, независимой политикой Столыпин нажил немало врагов, прежде всего среди консервативных кругов дворянства. Они считали, что Россия не нуждается ни в каких реформах. Столыпин начал терять популярность. Все ждали отставки П. А. Столыпина, но 1 сентября 1911 г. он был убит в Киеве. Однако реформы остановить не удалось. Продолжали их соратники Столыпина.
2.Экономический подъем. Аграрные преобразования в деревне принесли некоторые плоды. Большая часть земель оказалась в руках зажиточного крестьянства. К ним переходили как помещичьи земли, скупленные через Крестьянский банк, так и земли крестьянской бедноты. К 1914 г. половина товарного хлеба производилась зажиточным крестьянством. Для перевозки товарного хлеба Россия нуждалась в железных дорогах, которых с 1910 по 1913 г. было построено 3200 км. Поскольку сельское хозяйство испытывало нехватку машин и неорганических удобрений, их производство увеличилось почти в два раза, что, в свою очередь, вызвало подъем машиностроения.
3. Общественное движение. С 1910 г. в России вновь оживилось оппозиционное движение. Массовая демонстрация произошла в. столице в связи со смертью Льва Толстого. Усилились выступления студентов, забастовки рабочих. В апреле 1912 г. произошло выступление рабочих на Ленских золотых приисках в Восточной Сибири. При подавлении выступления войсками было убито и ранено более 500 человек. Ленские события потрясли всю страну, всюду происходили забастовки и демонстрации в знак солидарности с рабочими приисков. В 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Силы правых и левых в ней были равны. Социал-демократы имели влияние среди рабочих, численность которых с каждым годом все возрастала за счет притока в город разорившегося сельского населения. Однако ни одна из партий не занималась активной пропагандой своих идей в широких массах; исключением были лишь социал-демократы, находившиеся на нелегальном положении. Внутри самих социал-демократов усиливались позиции левых сил — большевиков. В январе 1912 г. на конференции в Праге произошло фактическое образование отдельной большевистской партии — РСДРП (б).
4. Внешняя политика. В ходе балканских кризисов 1908— 1913 гг., перераставших в столкновения различных держав на Балканах, российская печать и российские политические партии требовали активного вмешательства в конфликт с целью оказания реальной помощи братьям-славянам. Лидеры почти всех крупнейших думских фракций (прежде всего, октябристы и кадеты) во главе с председателем IV Государственной думы М.В.Родзянко выступали за проведение активной внешней политики: завоевания проливов и водружения православного креста на храме Святой Софии в Константинополе. Против попыток вовлечь Россию в войну боролся Столыпин, поддержанный Николаем II. И премьер, и император знали, что преобразования в армии еще не закончены, хотя она уже качественно улучшилась по сравнению с началом столетия. Всеми силами российский монарх пытался избежать войны. Однако события оказались сильнее его. В 1914 г. уже вся Европа говорила о надвигающемся конфликте.
5. Серебряный век русской культуры.Переломный период жизни России в конце XIX —начале XX в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном. Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил вес виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала XX в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, противоречивой.
Литература. В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе Бунин, Куприн, Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Рассказы и повести Бунина, принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия. Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личность писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»). Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». Новые направления в литературе и искусстве. Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX начала XX в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. акте — цветущая сила). Признанным главой направления был Н. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции. Футуризмтакже был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов помимо поэзии занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись. В конце XIX —начале XX в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В.И.Суриков, братья Васнецовы, И.Е.Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А. Коровин и М. А. Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М. А. Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой. Значительную роль в русском искусстве начала XX в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А.Н.Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства. Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо. Такими художниками были П.Н.Филонов и В.В.Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан-1инекий — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова-Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коня», напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.Крупнейшими русскими композиторами начала XX столетия были А.И.Скрябин и С.В.Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было Особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905— 1907 гг. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Настрой музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.