Лекция 2. Государства Древнего Востока
Концепции исторического развития
Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?
В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления.
В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Цивилизационная концепция истории. В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация», и чаще он используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. Французский ученый XVIII в. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. Сегодня наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.
1. Древний Египет. Жители Египта создали одну из первых цивилизаций. Египетское государство находилось в долине Нила — узкой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте. Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для обитателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Правителей Египта называют фараонами.
Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800 гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050—1750 гг. до н.э.), Новое (1580-1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085-525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завоевательные походы на юг в богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы. Однако со временем в Передней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Египтом. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.
2. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. В начале II тысячелетия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопотамии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими улицами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и продуманный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»).
Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полностью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя н рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свободные делились на две категории — полноправных и зависимых людей.
3.Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важнейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.
Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на территории современного Ливана и части Сирии называлась Финикией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Благодаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремесло. В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь распространил свое влияние на другие города, хотя единого государства у финикийцев так и не возникло. Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Восточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II тысячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двинулась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называвший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими пришельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово «Палестина».
Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо скотоводства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. складывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудейское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский плен. Позже Иудейское царство возродилось в качестве зависимого государства.
В период существования Израильского царства сказания древних евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг позже получил название Библия.
В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь распространил свое влияние на другие города, хотя единого государства у финикийцев так и не возникло.
4. Ассирия и Урарту. Ассирия первоначально занимала небольшую территорию. Центром ее был город Ашшур на Тигре. Ассирийцы занимались земледелием, скотоводством, торговлей. Ассирия то расширяла свое влияние, то попадала под власть соседей. В XIV в. до н.э. Ассирия захватила Вавилон. В 714 г. до н.э. ассирийская армия разбила урартов. Ассирийцы также покорили все государства Сирии, Палестины, Вавилон, часть Египта. Награбленные богатства, доходы с покоренных земель позволили ассирийским царям развернуть широкое строительство, содержать при своем дворе множество писцов, художников, ученых. Была построена новая столица — Ниневия. Ассирийские писцы изучали и переписывали шумерские и вавилонские глиняные книги. Именно благодаря ассирийцам до нас дошли многие древние тексты Месопотамии. В Ниневии была собрана крупнейшая библиотека глиняных табличек.
Персидское царство. После разгрома Ассирии в Передней Азии сложились две огромные державы — Мидиийское и Нововавилонское царства. Основателем Нововавилонского государства стал халдей Набопаласар, возглавивший восстание против Ассирии. Вавилоняне при нем и его сыне Навуходоносоре II завоевали Ассирию, Сирию и Палестину. Вавилон был украшен великолепными шорцами, стенами, воротами. Тогда же появились знаменитые висячие сады, которые греки ошибочно приписывали царице Семирамиде. Персидский царь Кир II освободил свою страну от власти мидийцев, а затем завоевал саму Мидию. Возникло Персидское царство. В 539 г. до н.э. войска Кира двинулись против Вавилона и захватили его.
Кир погиб во время похода против кочевых племен Средней Азии. Его сын Камбиз завоевал Египет. Затем в Персидской державе вспыхнула смута, Камбиз погиб. К власти пришел дальний родственник Кира Дарий I. Он восстановил единство державы, покорил среднеазиатские племена, часть Индии. Неудачей закончился лишь поход Дария против скифов, кочевавших в Северном Причерноморье, и набег на Грецию.
Держава Дария I по размерам намного превышала все существовавшие ранее государства. Царь разделил ее на области — сатрапии во главе с сатрапами, которые судили население, собирали налоги, следили за хозяйством. В Персидском царстве прокладывались дороги до самых отдаленных областей, была учреждена государственная почта, обновлена денежная система, что способствовало расцвету торговли.