Я ЛЕКЦИЯ

2.

1.

Легитимность политической власти.

Эффективность и механизм осуществления политической власти.

Исторические корни и подходы к определению власти.

2.Политическая власть: сущность и структура.

 

Положения ГОСТ:

Политическая власть.

 

Основные понятия:

Исторические корни власти, «архэ» и «анархэ», подходы к определению власти (атрибутивно-субстанциональные, реляционные), власть, свойства власти, аспекты власти, источники власти, формы власти по М.Дюверже. Диалог о политике Платона, политическая власть, отличительные черты политической власти, функции и уровни осуществления политической власти, основания и ресурсы политической власти. Эффективность власти, критерии эффективности, механизм осуществления политической власти. Легитимность власти, классификации легитимности власти (по Веберу, по Истону, по Шабо), уровни легитимности власти, легитимация, показатели легитимации, делигитимация, основные причины делигитимации, кризис легитимации.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ»

 

Основные понятия:

Исторические корни власти, «архэ» и «анархэ», подходы к определению власти (атрибутивно-субстанциональные, реляционные), власть, свойства власти, аспекты власти, источники власти, формы власти по М.Дюверже.

 

Власть и государство – базовые характеристики любого человеческого сообщества. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу безвластия, отсутствия власти. Началу «архэ» (власти) в качестве символа организованного порядка в сообществе людей, регулируемого определённым комплексом общеобязательных норм и правил, противопоставлялось начало «анархэ» (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствуют всякая власть, господство и принуждение.

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства (анархия) относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. Для подавляющего большинства мыслителей был самоочевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается во властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе.

Власть возникла не на определённом этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком, возникновение власти неотделимо от возникновения человека. Первым властным актом, по-видимому, нужно считать первое табу, т.е. запрет делать, или приказ, веление не делать человеку что-либо. Процесс становления человека и человеческого общества представлял собой процесс формирования механизмов обуздания, ограничения, подавления зоологических инстинктов, введения в определённые социальные рамки. Императивы очеловечивания диктовали необходимость формирования внешних механизмов подчинения человека нормам человеческого общежития.

В течение многих веков мыслители, учёные и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и её реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы, и соответственно применение власти.

 

Подходы к определению власти:

1. Атрибутивно-субстанциональные концепции (власть – атрибут, либо самодостаточный «предмет» или «вещь»):

1) потенциально-волевые – власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (Фихте, Гегель, Маркс, Вебер);

2) инструментально-силовые – власть как реальное средство принуждения, форма силового воздействия (англо-американская политическая школа);

3) системная и структурно-функциональная концепции – власть необходима для разрешения противоречий между необходимостью порядка и многообразием интересов. Выделяют три подхода:

• свойство или атрибут макросоциальной системы;

• на уровне конкретных систем (семьи, организации);

• взаимодействие индивидов действующих в рамках специфической социальной системы;

2. Реляционные концепции (власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго):

1) теории «сопротивления» – субъект власти подавляет сопротивление её объекта – различные степени и формы подавления;

2) теории «обмена ресурсами» – неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения – уступка части ресурсов в обмен на желаемое поведение;

3) теории «раздела зон влияния» – изменение позиций участников с трансформацией сферы влияния;

4) бихевиористские концепции – акцентирования внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть которая объявляется исходным пунктов и конечной целью политического действия.

Власть:

– это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

 

Свойства власти: - всеобщность; - инклюзивность.

 

Аспекты власти:

1) директивный аспект – власть как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

2) функциональный аспект – власть как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;

3) коммуникативный аспект – власть реализуется через общение, через определённый «язык», который понятен всем сторона общественного отношения власти.

Источники власти (властное первоначало):

─ неравенство (глубинный источник власти – социальное – имущественное, экономическое, статусное, образовательное; естественное – физическое, интеллектуальное, половое);

─ сила – лежит в основе власти низшего качества (угроза применения);

богатство – источник власти среднего качества (стимулирование);

─ знания – основа власти высшего качества (эффективность).

─ авторитет, закон, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и др.;

 

Формы власти по М.Дюверже:

1). Анонимная власть – «распылённая» среди членов примитивного общества (догосударственная, потестарная, неполитическая);

2). Индивидуализированная власть – обусловленная усложнением процессов разделения труда, и появлением новых видов деятельности (догосударственная, потестарная, неполитическая);

3). Институциализированная власть – опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определённые функции.

4). Надгосударственная власть – представительные и законодательные международные институты (Европарламент, Комиссия Европейских Сообществ).


ВОПРОС 2:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА»

 

Основные понятия:

Диалог о политике Платона, политическая власть, отличительные черты политической власти, функции и уровни осуществления политической власти, основания и ресурсы политической власти.

 

Наиболее адекватное выражение понятия власти находит в политической сфере.

О соотношении власти и политики рассуждали ещё древнегреческие мыслители. В одном из диалогов Платона рассказано о споре в Афинах о политике с участием великого оратора, просветителя-софиста Горгия и философа Сократа. По мнению Горгия, политика есть стремление к достижению и осуществлению власти в интересах самих правителей, ведь высшее благо человеческой жизни – власть, и государственные деятели обретают его с помощью убеждения и риторики. Ту же тему развил и почитатель софиста – Калликлес, провозгласивший в качестве естественного закона (природного номоса), что те, кто обладает властью, правят полисом ради собственных целей, принуждая подчиняться своей воле более слабых.

Противоположная точка зрения была выражена в идее Сократа, которая сводилась к тому, что государственная деятельность – это искусство, схожее с гимнастикой или медициной, т.е. имеющее отношение к телу (организму). Подобно тому как медицина есть искусство рассмотрения тела с точки зрения восстановления здоровья, государственные заботы направлены на душу, будь то через законодательство, устанавливающее образцы душевного здоровья, или через управление судами, которые лечат болезни души. Риторика, искусство убеждения – это симуляция политики, равно как и косметика, искусственное сокрытие недостатков тела, – поддельная гимнастика. Истинный государственник, владеющий знанием о том, что именно есть благо для людей, – это врачеватель душ.

 

Политическая власть:

– власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами.

 

Отличительные черты политической власти:

1). Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2). Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

3). Публичность, т.е. всеобщность и безличность (ко всем);

4). Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

5). Многообразие ресурсов.

 

Функции власти:

 господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

 

Уровни реализации власти:

- микро-уровень – власть на местах;

- макро-уровень – органы государства;

- мета-уровень – международные отношения.

Основания власти (база, источники):

 экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные (СМИ, разведка, Интернет).

Ресурсы власти:(реальные и потенциальные средства):

 материально-экономические и духовно-информационные (духовные ценности, знания, информация, которые становятся приоритетными) – ограничены и распределены неравномерно.

Виды ресурсов:

- организационные (оптимальные орг. структуры);

- поощрительные (стимулирование);

- принудительные (угроза применения санкций);

- нормативные (на ценностные ориентации, морально-этические нормы).


ВОПРОС 3:

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»

 

Основные понятия:

Эффективность власти, критерии эффективности, механизм осуществления политической власти.

 

Эффективность власти:

– степень выполнения властью своих задач и функций.

 

Критерии эффективности:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование её ресурсов;

2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учёта и анализа властных распоряжений;

5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;

6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является её авторитет.

 

Механизм осуществления политической власти:

имеет сложную иерархическую структуру.

─реализуется в двух плоскостях:

▪ по горизонтали – распределение власти между тремя властными органами «ветвями» – законодательной, исполнительной, судебной;

▪ по вертикали – разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти – не входят в систему государственной власти).


ВОПРОС 4:

«ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»

 

Основные понятия:

Легитимность власти, классификации легитимности власти (по Веберу, по Истону, по Шабо), уровни легитимности власти, легитимация, показатели легитимации, делигитимация, основные причины делигитимации, кризис легитимации.

 

Легитимность власти:

– определённый исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

 

Классификации легитимности власти:

1. По М.Веберу (ввёл термин «легитимность»):

1). Традиционное господство (власть) – обусловлен традициями, нравами, привычкой к определённому поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей (геронтократическое – власть старейшин; патриархальное – власть вождя племени; партимониальное / султанизм – власть монарха);

2). Харизматическое господство (власть) – аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности. Возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса;

3). Легальное господство (власть) – основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Подчиняются не личности, а законам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия.

 

2. По Д.Истону (американская школа) – в основе минимальный ценностный консенсус – степень в которой члены политической системы воспринимают её как достойную своей поддержки:

1). Диффузная легитимность – общая, фундаментальная, долговременная, преимущественно аффектная (эмоциональная) поддержка идеям и принципам политической власти, независимо от результатов её деятельности.

2). Специфическая легитимность – кратковременна, ситуативная, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.

3). Смешанные типы – диффузно-специфическая и специфически-диффузная.

 

3. По Ж.Л.Шабо:

– политическая власть легитимизируется прежде всего относительно двух акторов – управляемых и управителей:

1). Демократическая легитимность – перенос на всё общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли в соответствии с мажоритарным принципом.

2). Технократическая легитимность – умение властвовать: способы доступа к власти (оружие, знание) и содержание процесса её осуществления.

– политическая власть легитимизирует себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке или в соответствии с космическим порядком:

3). Идеологическая легитимность – основывается на определённых представлениях (убеждённости) о социальной действительности и способах и проектах её изменения.

4). Онтологическая легитимность – это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Измеряется уровнем соответствия глубинному порядку бытия (принципам мироздания), который человек ощущает врождённо, но которому он может противостоять.

Уровни легитимности власти:

1). Идеологический – власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены (источник – идеологические ценности);

2). Структурный – вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения (источник – специфические политические структуры);

3). Персональный – в основе – одобрение данного властвующего лица (источник - личный авторитет);

Легитимация:

– процедура общественного признания какого либо действия, события или факта, действующего лица, призванная обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – с применением силы.

Показатели легитимности власти:

- уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;

- наличие попыток свержения правительства или лидера;

- сила проявления гражданского неповиновения;

- результаты выборов, референдумов;

- массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

 

Делегитимация:

– обратный процесс легитимности, выражающийся в утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита.

Основные причины делегитимации:

1) противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой (силовой путь, нажим на СМИ);

3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;

4) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющейся в отвержении федеральной власти;

6) потеря правящей элитой веры в правомерность совей власти (столкновение ветвей власти).

Кризис легитимности:

– возникновение угрозы и опасности статусу основных социальных институтов, а также невосприятие политической системой требований основных групп общества.

Легитимность – явление политическое, может быть иррациональным.

Легальность – явление юридическое, рациональное.

ТЕМЫ: 5.1 ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КАТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕСТНОСТИ; 5.2 КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ; 5.3 МАСШТАБЫ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ; 5.4 РАЗГРАФКА И НОМЕНКЛАТУРА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ.