Теории происхождения человека
Религиозная теория | Теория палеовитизма | Естественно-научные | |
(материалистические) теории | |||
Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | ||
(1809-1882) | (1820-1895) | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. | Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. |
Гипотезы локализации происхождения человека:
африканская – мягкость климата позволила развиться; человек разумный появился в Африке (в районе Кении, юга Эфиопии и севера Танзании – олдувайская (олдованская, галечная) культура (2,7-1 млн. лет назад));
внетропическая – суровость климата заставила развиться; человек разумный появился в Евразии (в районе Якутии – дирингская культура (3,2-1,8 млн. лет назад));
мультирегиональная – разность условий заставила развиваться; человек разумный появился в разных частях света от разных видов протолюдей, как палеантропов, так и архантропов, что обусловило многообразие человеческих рас.
Современные человеческие расы:
европеоиды,
монголоиды,
негроиды,
американоиды,
австралоиды.
Теории расселения человека – теории, согласно которым человек расселялся из Африки на восток вдоль побережья; таким образом, сначала были заселены Юго-Западная, Южная и Юго-Восточная Азия, Зондские острова и Австралия, затем – Дальний Восток, и, в конце, через Берингов перешеек, – Америка.
Оличия человека от другого животного
1. прямохождение, позволяющее шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
2. цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
3. взгляд, направленный вперёд, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
4. сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определённого количества раздельных звуков;
5. строение зубов – уменьшение объёма и длины клыков, закрытие диастемы – промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов, изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов, развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, что упрощает способы питания и разнообразит возможное пищевое меню;
6. большой мозг, по отношению к массе всего тела, и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
7. обладание мышлением и членораздельной речью, способность размышлять о своём прошлом и будущем, давать критическую оценку и строить планы, способность другим передавать объективную информацию об окружающем мире;
8. способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности – моделирование своего поведения и возможность выбора различных общественных ролей, обладание способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов, выражение ценностного отношения к действительности;
9. преобразование в процессе своей деятельности окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ и ценностей;
10. способность изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств труда и использовать их как средство производства материальных благ;
11. воспроизводство не только своей биологической, но и общественной сущности и необходимость удовлетворения не только своих материальных, но и духовных потребностей;
12. пластичность врождённых импульсов и потребностей, отсутствие жёстких механизмов инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения, что способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
13. длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
14. устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.