Теории происхождения человека

Религиозная теория Теория палеовитизма Естественно-научные
(материалистические) теории
Ч. Дарвин Ф. Энгельс
(1809-1882) (1820-1895)
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.   Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.   Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Гипотезы локализации происхождения человека:

африканская – мягкость климата позволила развиться; человек разумный появился в Африке (в районе Кении, юга Эфиопии и севера Танзании – олдувайская (олдованская, галечная) культура (2,7-1 млн. лет назад));

внетропическая – суровость климата заставила развиться; человек разумный появился в Евразии (в районе Якутии – дирингская культура (3,2-1,8 млн. лет назад));

мультирегиональная – разность условий заставила развиваться; человек разумный появился в разных частях света от разных видов протолюдей, как палеантропов, так и архантропов, что обусловило многообразие человеческих рас.

Современные человеческие расы:

европеоиды,

монголоиды,

негроиды,

американоиды,

австралоиды.

 

Теории расселения человека – теории, согласно которым человек расселялся из Африки на восток вдоль побережья; таким образом, сначала были заселены Юго-Западная, Южная и Юго-Восточная Азия, Зондские острова и Австралия, затем – Дальний Восток, и, в конце, через Берингов перешеек, – Америка.

 

Оличия человека от другого животного

1. прямохождение, позволяющее шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

2. цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

3. взгляд, направленный вперёд, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

4. сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определённого количества раздельных звуков;

 

5. строение зубов – уменьшение объёма и длины клыков, закрытие диастемы – промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов, изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов, развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, что упрощает способы питания и разнообразит возможное пищевое меню;

6. большой мозг, по отношению к массе всего тела, и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

7. обладание мышлением и членораздельной речью, способность размышлять о своём прошлом и будущем, давать критическую оценку и строить планы, способность другим передавать объективную информацию об окружающем мире;

8. способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности – моделирование своего поведения и возможность выбора различных общественных ролей, обладание способностью предвидеть отдалённые послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов, выражение ценностного отношения к действительности;

9. преобразование в процессе своей деятельности окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ и ценностей;

10. способность изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ;

11. воспроизводство не только своей биологической, но и общественной сущности и необходимость удовлетворения не только своих материальных, но и духовных потребностей;

12. пластичность врождённых импульсов и потребностей, отсутствие жёстких механизмов инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения, что способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

13. длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

14. устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.