Часть 6. Изменение или замена задачи
Часть 5. Применение информфонда
Во многих случаях часть 4 АРИЗ приводит к решению задачи. В таких случаях можно переходить к седьмой части. Если же после шага 4.7 ответа нет, надо пройти пятую часть. Цель пятой части АРИЗ – использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. К моменту входа в пятую часть АРИЗ задача существенно проясняется – становится возможным её прямое решение с помощью информационного фонда.
5.1.Рассмотреть возможность решения задачи (в формулировке ИКР-2 и с учётом ВПР, уточнённых в части 4) по стандартам.
Примечание
1. Возврат к стандартам происходит в сущности уже на шагах 4.6 и 4.7. До этих шагов главной идеей было использование имеющихся ВПР, по возможности избегая введения новых веществ и полей. Если задачу не удаётся решить в рамках имеющихся и производных ВПР, приходится вводить новые вещества и поля. Большинство стандартов и относится к технике введения добавок.
5.2.Рассмотреть возможность решения задачи (в формулировке ИКР-2 и с учётом ВПР, уточнённых в части 4) по аналогии с ещё не стандартными задачами, ранее решёнными по АРИЗ.
Примечание
2. При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий , на которых «держатся» эти задачи, сравнительно невелико. Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, аналогия выявляется только после анализа – на уровне физпротиворечий.
5.3.Рассмотреть возможность устранения физического противоречия с помощью типовых преобразований (таблица «Разрешение физических противоречий»).
Правило 11. Пригодны только те решения, которые совпадают с ИКР или практически близки к нему.
5.4.Применение «Указателя физэффектов». Рассмотреть возможность устранения физпротиворечия с помощью «Указателя применения физических эффектов и явлений».
Примечание
3. Разделы «Указателя применения физических эффектов и явлений» опубликованы в журнале «Техника и наука» (1981, № 1 – 9; 1983, № 3 – 8), а также в книге «Дерзкие формулы творчества».- Петрозаводск: Карелия, 1987.
Простые задачи решаются буквальным преодолением ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или пространстве. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи – снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Например, увеличение скорости «ледокола» достигается переходом к «ледоНЕколу». Вечная «краска» оказывается не краской в буквальном смысле слова, а пузырьки газа, возникающими при электролизе. Для правильного понимания задачи необходимо её сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.
6.1.Если задача решена, перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать принципиальную схему устройства, осуществляющего этот способ.
6.2.Если ответа нет, проверить, не является ли формулировка шага 1.1 (шаг 1 АРПС) сочетанием нескольких разных задач. В этом случае следует изменить формулировку шага 1.1, выделив отдельные задачи для поочерёдного решения (обычно достаточно решить одну главную задачу).