Критерий расхода материала
Критерий расчленения ТО на элементы
4.1. Выбор наиболее рационального расчленения ТО на самостоятельные функциональные блоки и узлы, что обеспечивает минимальные затраты при разработке, модернизации или реконструкции ТО (независимая параллельная разработка, изготовление, сборка, испытания и доводка по возможности укрупненных блоков и узлов ТО).
4.2. Выбор наиболее целесообразного расчленения ТО и его узлов, обеспечивающего минимальные затраты при изготовлении (изготовление на специализированных предприятиях по возможности укрупненных блоков ТО или его узлов и их последующая сборка без пригоночных работ).
4.3. Выбор наиболее целесообразного расчленения, которое приводит к сокращению в ТО числа различных узлов и деталей, их типоразмеров и обеспечивает сборку ТО и его узлов из одинаковых или однотипных простых элементов. Все это упрощает технологию изготовления элементов и расширяет возможности ее автоматизации.
4.4. Выбор наиболее целесообразного расчленения ТО и его узлов, обеспечивающего минимальные затраты при ремонте, который сводится по возможности к быстрой замене вышедших из строя элементов (при соблюдении требований к их взаимозаменяемости).
4.5. Максимальное использование в ТО стандартных элементов, имеющих наиболее широкую область применения в различных классах технических объектов.
4.6. Использование модульного принципа конструирования, когда из небольшого числа стандартных элементов (универсального набора) можно собирать любое изделие в заданном классе ТО (например, универсально-сборные приспособления, универсальная система элементов промышленной пневмоавтоматики).
4.7. Создание крупных универсальных стандартных элементов (узлов, агрегатов), имеющих наиболее широкую область применения в различных классах ТО.
4.8. Использование принципа агрегатирования: создание базовой конструкции, единой рамы, станины и т. п., на которую можно "навесить" различные рабочие органы и агрегаты.
5.1. Выбор рациональных и оптимальных форм и параметров элементов ТО. Выбор формы деталей из условий предельно допустимой равно прочности и равно нагруженности; исключение ненагруженных и малонагруженных частей детали; образование отверстий и полостей в деталях и т.д.
5.2. Выбор более рационального распределения нагрузки на элементы ТО. Замена условий работы элементов на изгиб или сжатие работой на растяжение.
5.3. Уточнение расчетных напряжений в элементах ТО на основе использования более точных математических моделей и ЭВМ или непосредственного измерения напряжений на физических моделях или натурных образцах, что приводит к снижению коэффициентов запаса и соответственно веса ТО.
5.4. Упрочнение материалов механической, термической, термохимической, электрофизической, электрохимической и др. видами обработки.
5.5. Использование материалов с более высокими удельными прочностными, электрическими, теплофизическими и др. характеристиками.
5.6. Использование легких сплавов и пластмасс с меньшим удельным весом.
5.7. Использование армированных, композиционных и пористых материалов.
5.8. Использование более дешевых материалов, т.е. материалов с наименьшей стоимостью единицы веса (замена стальных деталей литыми деталями или деталями из ковкого чугуна; выявление самостоятельных функций частей деталей и изготовление каждой части из наиболее подходящего дешевого материала; замена металла пластмассами, древопластиками и т. п.).
5.9. Использование пневмоконструкций, гибких оболочек, тонких пленок, тросов и т. п.