Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте

В настоящее время под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят примерно 60 тыс. крупнотоннажных судов. Около 4/5 транспортных пе­ревозок на земном шаре осуществляется по воде. В морях и океанах постоянно на­ходятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По дан­ным известного лондонского классификационного общества — Регистра судоход­ства Ллойда, ежегодно гибнет 350-400 судов, то есть ежедневно гибнет одно судно.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов).

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все корабле­крушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздейст­вием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы:

допущенные при проектировании и строительстве судна;

происшедшие в ходе его эксплуатации.

В подавляющем большинстве случаев причинами катастроф и крупных аварий являются ошибки второй группы.

Для своевременного и организованного проведения работ по спасе­нию пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Рас­писания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пас­сажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении ава­рийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места за­крепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюп­ки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивиду­альных спасательных средств с указанием места их хранения. Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

«Общесудовая тревога» — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации, либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает — «Покинуть судно».

Тревога «Человек за бортом» — 3 продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3—4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.

«Шлюпочная тревога» — 7 коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

Как показывает статистика, основная опасность во время корабле­крушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди под­вергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относят­ся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуаци­ях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность воз­никает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жи­лет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или кана­там. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства сле­дует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запа­сы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду, следу­ет зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спаса­тельный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступле­ние переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум фи­зических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исхо­дит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них — и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасатель­ном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикры­вать тело, строго рационировать воду (500—600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, так как в противном случае это только умень­шит шансы на спасение и ускорит гибель.