Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте

Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествие, повлекшее за со­бой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение. Авиационная авария — происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительное разрушение самолета, что восстановительные ра­боты невозможны или нецелесообразны.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, сни­жающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из-за отказа и неис­правности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (обледенение, молния и др.), недочетов в наземном обеспечении поле­тов, несоблюдения правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчи­вости и прочности самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека - 50-60%; отказ техники - 15-30%; воздействие внешней среды - 10-20%; прочие (невыясненные) - 5-10%. Более половины аварий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются следующим образом: 1 взлет - 30%; крейсерский полет - 18%; заход на посадку - 16%; посадка - 36%. Как видно из приведенных данных, не менее половины авиапроисшествий случает­ся из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев — членов экипажа.

Безопасность полетов зависит прежде всего от надежности самоле­тов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы, при пользовании авиационным транспортом, должны соблюдать определен­ные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, кото­рое расположено рядом с выходом и по возможности ближе к сере­дине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются вы­ходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открыва­ются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безо­пасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, световому табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в поле­те, является декомпрессия — снижение содержания кислорода в свя­зи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглуши­тельного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, види­мость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках де­компрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться объясняет стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посад­ке, так как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправ­ляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное поло­жение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и.уперев ноги по ходу движения. В момент удара максималь­но напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, стро­го выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной по­садке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть са­молет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть 1-2 мин). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное — сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение дру­гих пассажиров (по данным Национального управления по безопаснос­ти перевозок США, свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, ока­жите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отой­ти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то поста­райтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой са­мые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зим­нее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.