Демографические группы в российской политике
У российской политики «мужское лицо». Женщины как гендерная группа сравнительно слабо представлены в политике, хотя на сегодняшний день они составляют 54% в численности населения страны. По прогнозам демографов к 2050 г. женщин в России будет на 15% больше чем мужчин14. Если в советский период в органах законодательной власти существовала своеобразная женская квота – примерно 1/3 от состава законодательного органа, то в настоящее время подобной квоты нет. В нынешней ГД РФ лишь 14% депутатов представительницы женского пола. Хотя это уже прогресс по сравнению с предыдущей ГД – там женщин было лишь 10%. Среди руководителей субъектов федерации доля женщин еще меньше. В 1993- 1995 гг. - избирательный блок «Женщины России» сумел преодолеть 5-процентный барьер и был в ГД РФ представлен фракцией. Однако на последующих выборах подобное уже не удалось повторить, что свидетельствует о недостаточной сплоченности женщин как социально-демографической группы, о несформированности их как субъекта политики. Хотя женские организации есть по существу на всех территориальных уровнях – федеральном, региональном, местном. Можно согласиться с мнением, что «в России отсутствуют социальные силы, заинтересованные в серьезном и прочном расширении равного участия женщин и мужчин в принятии государственных решений»15.
В мировой практике существует показатель равенства мужчин и женщин – уровень феминизации. Он рассчитан как средневзвешенная величина из четырех показателей: доля женщин среди депутатов парламента, среди высшего руководства предприятий, среди инженерно-технических работников и в общем объеме заработной платы. Самый высокий уровень феминизации в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Новой Зеландии. Именно в этих странах самое высокое представительство женщин в парламенте (от 40,4% до 29%)16. Есть предложения ввести квоты для женщин в представительных органах власти и в России – они должны быть в них в количестве не менее 30% от общего состава17. Говорится также о необходимости гендерного бюджета, где бы в статьях расхода были учтены потребности женщин18.
Несомненно, что возраст сказывается на отношении людей к политике на их политических предпочтениях. Если говорить о молодежи, то она отличается неровным отношением к политике. С одной стороны, незначительная часть молодежи склонна к экстремистским действиям, эпатажу власти, в то время как большая часть политически пассивна. Деятельность молодежных организаций не оказывает существенного влияния на политическую жизнь страны. Хотя время от времени по телевидению показывают эпатажные выходки представителей по существу молодежной национал-большевистской партии – НБП. Политически активная молодежь разнообразно представлена левом спектре. Кроме НБП можно назвать также Молодежный левый фронт (МЛФ), Авангард красной молодежи (АКМ), Союз коммунистической молодеди (СКМ РФ), Революционный коммунистический союз молодежи (РКСМ) и др. Причина многочисленности левых молодежных организаций состоит в том, что левые идеи более близки для российского менталитета, Левые движения к тому же имею революционно-романтическую направленность, несут в себе культ бунтарей ХХ века (например, Эрнесто Че Гевары), что также способствуют популярности этих движений в молодежной среде.
Внутренние внешние противники существующего политического режима пытаются создать ресурсную базу для подготовки «оранжевого» сценария в России, во что вкладываются значительные суммы денег, в том числе и из-за рубежа. К молодежным движениям и организациям подобного направления можно отнести движения «Мы» «Я думаю». Активно протестный характер имеют молодежные движения «Пора!», «Оборона», а также другие организации позиционирующих себя как типовые молодежные организации образца начала ХХI века19. Отрицательной оценки заслуживает и деятельность националистических молодежных группировок (скинхеды и др.). Положительно можно оценить провластные молодежные движения «Наши», «Местные», «Гражданская смена» (в Москве) и др.
Весьма активно в отстаивании своих интересов поколение пожилых людей, пенсионеров. Многие из них объединены в ветеранские организации, являются членами политических партий (в преобладающей массе левых). Довольно масштабными были протесты пенсионеров при введении в действие в начале 2005 г. закона о монетизации льгот. Как реакцию на этот протест можно считать то, что правительство было вынуждено дополнительно выделить на денежную компенсацию льгот значительные суммы денег. Пожилое поколение более активно, нежели другие возрастные группы участвует в выборах органов власти. Это также заставляет власть с особым вниманием относиться к требованиям этой группы людей.
Старшее поколение тяготеет к ностальгии по советским временам и склонно в большей мере поддерживать левые, патриотические силы. Для молодого поколения более, нежели для других возрастных групп характерна поддержка правых, либеральных («Правое дело») и правонационалистических (ЛДПР) партий.
Несомненно, все демографические группы России нуждаются в более яркой артикуляции своих интересов их представительстве в выборных органах власти. Особенно это касается молодежи, в том числе и такой ее части как студенчество.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные трактовки термина «нация».
2. Какова была этнополитическая ситуация в России в советский период?
3. Сколько этносов проживает не территории России в настоящее время?
4. Назовите наиболее крупные этносы в современной России.
5. Является ли Россия мононациональной страной?
6. Охарактеризуйте основные этапы этнополитического процесса в постсоветской России.
7. Каково соотношение между российской нацией и русским этносом?
8. Что представляет собой русский национализм?
9. Являются ли женщины в современной России субъектом политики?
Литература
Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. – 2008. - № 2.
Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб., 2008. – Гл.20.
Исаева М. Предпосылки и источники молодежного экстремизма // Власть. – 2007. № 12.
Канапьянова Р.М. Женщины во властных структурах // Социологические исследования. – 2007. - № 2.
Ковалев В.А., Шабаев Ю.П. Этничность и согражданство (Национальные движения в финно-угорских регионах РФ) // Политические исследования. – 2004. - № 4.
Красильникова О.В. Политические предпочтения возрастных групп // Социс. 2000. № 9.
Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Обновление политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №11.
Максудов С. Потери населения Чечни // Свободная мысль. – 2006. - № 2.
Миллер А.И. Дебаты о нации в современной России // Политическая наука. – 2008. - № 1.
Орлова И.Б.. Большинство под угрозой// Москва. - 2011. - № 3.
Паин Э. Этнополитический маятник: цикличность этнических процессов в постсоветской России // Общественные науки и современность. – 2003. - № 5, 6.
Паин Э.А. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // Общественные науки и современность. – 2006. - № 6.
Севастьянов А. Семнадцать мгновений истины // Наш современник. - 2009. - № 10.
Седов Л.А. Поколенческий прогноз // Общественные науки и современность. – 2011. № 1.
Силласте Г. Квоты для женщин: мифы и реальность // Власть. – 2006. - № 7.
Столович Л.Н. Русско-еврейский феномен в русской культуре // Звезда. – 2011. - № 11.
Столяров М. Каждый вправе… Этнополитика и национальные приоритеты России // Политический журнал. – 2008. - № 6-7.
Тишков В. Что есть Россия и российский народ // Pro et Contra. – 2007 - № 3.
Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России // Свободная мысль. – 2005. - №№ 11-12.
Шабаев Ю.П. «Бунтующая этничность» на Европейском Севере России // Общественные науки и современность. – 2006. – № 3.
Шилов В.Н. Российская нация и русский этнос на основе обновленной культуры // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право» . – 2009. – № 8 (63). Выпуск 8.
Шилов В.Н. Российское общество и русская этническая культура // Философия и культура. - 2010. - № 8.
Якушева И.П. О роли молодежных движений в активизации политического сознания россиян в преддверии избирательных кампаний 2007-2008 гг.// Власть - 2006. - № 12.