Стиль педагогической деятельности
Психологическая природа педагогической деятельности
Лекция 2.
1. Психологическая природа педагогической деятельности.
2. Стиль педагогической деятельности.
3. Воспитание и социализация.
4. Теории воспитания.
5. Развитие психики в онтогенезе.
6. Поведение и деятельность.
7. Теория деятельности Рубинштейна-Леонтьева.
Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя.
На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором. Во время чтения лекции или объяснения урока учитель выступает в своей роли учителя только тогда, когда устанавливает отношения ребенка к воздействующим на него элементам среды.
Выбор и достойное выполнение профессионального долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности).
Во -вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения в частности.
В-третьих, для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика как ≪другого≫.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и фасилитатора (по К. Роджерсу) педагогического общения.
Таким образом, мы видим, что профессиональные качества педагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педагогической деятельности:
· Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности —относить к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).
· Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других).
· Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Следовательно, заповеди отражают суть основного педагогического тезиса:≪только личность воспитывает личность, только характер формирует характер≫.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности —это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта —учителя.
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности —учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
б) особенностей самой деятельности;
в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:
а) с характером взаимодействия;
б) с характером организации деятельности;
в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;
г) характером общения.
Согласно В.А. Кан-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности дают А.К. Маркова и А.Я. Никонова. Они утверждают, что в основе различения стиля в труде учителя лежат следующие основания:
· содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);
· динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
· результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников).
На основе этого были выделены индивидуальные стили:
1. эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках у таких учите-лей, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у учителей с ЭИС часто отсутствует обратная связь с учениками.
2. эмоционально-методический (ЭМС). Учителя с ЭМС ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Учителя с ЭМС поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся.
3. рассуждающе-импровизационный (РИС). Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения.
4. рассуждающе-методичный стиль (РМС). Учителя с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.