Стиль педагогической деятельности

Психологическая природа педагогической деятельности

Лекция 2.

1. Психологическая природа педагогической деятельности.

2. Стиль педагогической деятельности.

3. Воспитание и социализация.

4. Теории воспитания.

5. Развитие психики в онтогенезе.

6. Поведение и деятельность.

7. Теория деятельности Рубинштейна-Леонтьева.

 

 

Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя.

На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором. Во время чтения лекции или объяснения урока учитель выступает в своей роли учителя только тогда, когда устанавливает отношения ребенка к воздействующим на него элементам среды.

Выбор и достойное выполнение профессионального долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности).

Во -вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения в частности.

В-третьих, для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика как ≪другого≫.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и фасилитатора (по К. Роджерсу) педагогического общения.

Таким образом, мы видим, что профессиональные качества педагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педагогической деятельности:

· Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности —относить к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).

· Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других).

· Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Следовательно, заповеди отражают суть основного педагогического тезиса:≪только личность воспитывает личность, только характер формирует характер≫.

 

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности —это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта —учителя.

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности —учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

б) особенностей самой деятельности;

в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:

а) с характером взаимодействия;

б) с характером организации деятельности;

в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;

г) характером общения.

Согласно В.А. Кан-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности дают А.К. Маркова и А.Я. Никонова. Они утверждают, что в основе различения стиля в труде учителя лежат следующие основания:

· содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);

· динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

· результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников).

На основе этого были выделены индивидуальные стили:

1. эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках у таких учите-лей, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у учителей с ЭИС часто отсутствует обратная связь с учениками.

2. эмоционально-методический (ЭМС). Учителя с ЭМС ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Учителя с ЭМС поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся.

3. рассуждающе-импровизационный (РИС). Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения.

4. рассуждающе-методичный стиль (РМС). Учителя с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.