Даосизм
ПЛАН
ТЕМА 2
ТЕМА 1
По дисциплине
Курс лекций
«История политический и правовых учений»
Бочков А.А.
Витебск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений…………………………. | |
ТЕМА 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока…………………………………… | |
ТЕМА 3. История политических и правовых учений Древней Греции…………………………. | |
ТЕМА 4. Политические и правовые учения христианства……………………………………….. | |
ТЕМА 5. Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации (XIV – XVII вв.)…………………………………………………………………………… | |
ТЕМА 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси………………………………………. | |
ТЕМА 7. Политическая и правовая мысль Московского государства………………………….. | |
ТЕМА 8. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифеодальных революций…………………………………………………………….. | |
ТЕМА 9. Политические и правовые учения во Франции XVIII в……………………………….. | |
ТЕМА 10. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII – XVIII вв………………………………………………………….. | |
ТЕМА 11. Политические и правовые учения в России XVIII в………………………………….. | |
ТЕМА 12. Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв…………………… | |
ТЕМА 13. Политико-правовая идеология России в первой половине ХIХ в…………………… | |
ТЕМА 14. Политико-правовые учения в США в ХVIII-ХIХ вв………………………………… | |
ТЕМА 15. Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма………………………………………………………………. |
Предмет и метод истории политических и правовых учений
План:
1. Предмет истории политических и правовых учений.
2. Методология истории политических и правовых учений.
3. Содержание истории политических и правовых учений.
4. Периодизация истории политических и правовых учений.
Литература:
1. Азаркин Н.Н. и др. История политических учений. Выпуск I. М.,1994.
2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под редакцией В.С.Нерсесянца. М., 1999.
3. История политических и правовых учений. Краткий учебный курс. Под редакцией В.С.Нерсесянца. М., 2001.
4. История политических учений. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э.Лейста. М., 2001.
5. История политико-правовых учений. Под редакцией профессора Н.Н.Хорошилова. М., 2002.
6. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия для высшей школы. М., 2000.
7. История политических и правовых учений. Домарксистский период. Под редакцией О.Э.Лейста. М., 1991.
8. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М. 1979 .
9. Цицерон. Диалог. М., 1966.
10. История политических и правовых учений. Выпуск I. Древний мир. Под редакцией В.С.Нерсесянца. М., 1985.
Предмет истории политических и правовых учений
Важное место в историко-теоретических дисциплинах правоведения занимает история политических и правовых учений. Изучение ее опирается на общую теорию права, историю государства и права славянских народов, зарубежных стран, римское право, конституционное право зарубежных стран, философию, социологию, культорологию.
История политических и правовых учений – это самостоятельная научная и учебная дисциплина исторического и теоретического направления.
Задача курса:
1. Показать закономерности исторического развития важнейших политико-правовых учений;
2. Раскрыть содержание наиболее влиятельных теоретических концепций государства и права с прошлого до настоящего;
3. Способствование формированию юридического мировоззрения, политической и правовой культуры, умение оценивать политико-правовые концепции.
При этом при оценке концепций применяется не гносеологический подход (истинная - неистинная), а социологический - способность выражать интересы определенной конкретной социальной группы. По этому политико-правовая доктрина изучается в курсе в следующем аспекте:
1. где и когда она возникла, ее авторы;
2. как она выражает интересы определенных социальных групп;
3. какие идеи лежат в ее основе, ее теоретическое обоснование, ее связь с господствующим мировоззрением;
4. происхождение, задачи, формы государства, содержание, основные принципы и источники права;
5. историческая обоснованность и судьба политико-правовой доктрины.
Оценивать доктрину нужно с точки зрения той исторической ситуации, а не с современных условий или общих отвлеченных идей.
Курс назывался по-разному: «История политических идей» (в Московском университете читал профессор Б.Н. Чичерин), «История философии права» (в Москве читал профессор Г.Ф.Шершеневич, в Санкт-Петербурге – профессор Н.М.Коркунов). После 1917 г. курс назывался: «История политических учений», «История учений о государстве и праве», «История политических и правовых учений».
Предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политики и законодательстве, политических и правовых теорий (В.С.Нерсесянц).
Предмет – история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику (А.Н.Хорошилов).
Курс рассматривает такие злободневные вопросы как: проблемы юридического равенства и сословных привилегий, прав человека, соотношение государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и т.д.
Курс изучает – учения,т.е. теоретически оформленные знания, а не разрозненные высказывания, суждения мыслителей.
Курс изучает учения в органической связи с политикой, правом, государством, прослеживает их взаимосвязь и преемственность.
Единство политических и правовых учений обусловлено единством государства и права. Политические учения представлены как теоретические доктрины проблем государства, как особое политическое явление во взаимосвязи с другими политическими явлениями и институтами с точки зрения представителей разных школ.
Правовые учения освещаются в виде концепций права, законодательства, где отражается их природа, сущность и роль. Они характеризуют политико-правовое состояние общества в целом.
Политико-правовые учения изложены в работах политических мыслителей, философов, политических деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в той или иной степени отражает современное государство, право, политическую жизнь и затрагивает интересы тех или иных классов или социальных слоев.
Отсюда – ее социальная значимость, влияние на общественное сознание.
Любая политико-правовая доктрина есть отражение специфики соответствующей эпохи, обусловлена экономикой, политикой, структурой власти, интересами и потребностями различных социальных групп. Каждое политико-правовое учение появляется закономерно, как продукт общественного развития, в сложной системе идеологических влияний. Политико-правовая доктрина всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. В истории политических и правовых учений существует преемственность – каждая из последующих доктрин учитывает представления и понятия, содержания в предыдущих доктринах. Всякая новая теория исходит из накопленного идейного материала, но корни ее лежат в социальных условиях общества.
Политико-правовая доктрина выражает в системе понятий и категорий государственно-правовую реальность эпохи.
Каждая большая историческая эпоха имела свои политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. В каждую эпоху свои политико-правовые проблемы: так в Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме определения лиц, допущенных к участию в политической деятельности, следовательно, поиск идеальных форм правления. В средние века – вопрос о соотношении государства и церкви. В ХVII – XVIII вв. – проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX - XX вв. – вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, сейчас в Беларуси – государственного суверенитета, верховенства правового закона, достойного уровня жизни и т.д.
Лютая идеология приобретала научный характер, если она отражала объективные, реальные связи и совпадала с наиболее общим направлением истории развития. Мы будем изучать учения прогрессивные, реакционные, консервативные, либеральные, утопичные.
Огромный вклад в историю политической и правовой мысли внесли не только юристы, но и многие философы, политологи, социологи: Пифагор, Гераклит, Демокрит, Августин, Ф.Аквинский, Гетте, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Маркс и др. Философские концепции этих мыслителей в курсе истории политических и правовых учений изучается под специфическим углом зрения. С помощью особых методов. Большой вклад в разработку идей внесли древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы; М.Падуанский, средневековые юристы Н.Макиавелли, Ж.Бодэн, Г.Гроций, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т.Джефферсон, И.Бентам, Р.Иеринг, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев и др. Курс имеет свою логику: политико-правовые явления и отношения, он рассматривает историю политических и правовых учений прошлого.
Методология истории политических и правовых учений
Если предмет отвечает на вопрос – что изучается, то метод – как изучается.
Метод – это совокупность приемов освоения действительности.
Методология – это обусловленное философское мировоззрение; совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования политико-правовых явлений. Методология включает в себя принципы: всесторонность, историчность, комплексность, многопартийность, плюрализм, практика как цель и критерий познания истинности.
Логические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза и др.
Метод исследования:
- философско-мировоззренческий (диалективно-материалистический, идеалистический, диалектический, метафизический);
- общий (сравнения, абстрагирования, функциональный, системный, структурный, от абстрактного к конкретному и т.д.);
- специальные методы (статистический, математический, кибернетический, психологический, конкретно-социологический (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ доказательств и др.)
- специальный юридический, метод выработки правовых решений, толкование норм права, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.)
Начиная с нового времени (т.е. с XVIII в. – периода научной революции в естествоведении, становления капитализма и начала буржуазной революции) проблема методологии становится одной из основных в науке. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Ф.Бэкон (1561 – 1626) сравнивал метод в познании со светильником, освещающим дорогу в потемках, с путеводной нитью в руках исследователя. Но сами методы не составляют методологию. Ею они становятся тогда, когда объединены единой системой.
Т.к. история политических и правовых учений наряду с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук, поэтому она использует богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логические, диалектические, системные, сравнительно-исторического анализа. Метод не самоцель, а путь познания, способ, прием исследования. Каждая предшествующая теория выступает в качестве метода для последующих теорий, продолжающих и развивающих ее (например, пифагорейцы, платоники, перипатетики, томизм, кантианство, гегельянство и т.д.).
Для истории политических и правовых учений выделяют следующие функции метода:
1. метод как способ построения определенной политико-правовой теории (принципы, внутренняя логика, структура данной системы);
2. метод как способ интерпретации, оценки предшествующих политико-правовых учений;
3. метод как форма и способ выражения соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью (соотношение материального и духовного в политико-правовой позиции, теории и практики и т.д.).
Один из ведущих методов – метод историзма, т.е. как возникло, какие этапы прошло, в какое время, Эпоху. Исторический подход позволяет выявить в учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающееся в истории. Так конкретная историческая реальность Платона, Аристотеля, римских юристов отошла в прошлое (от общности жен у Аристотеля, отсутствие частной собственности у Платона). Но некоторые их положения об общем благе, идеальном государстве, справедливости, роли законов стали необходимым звеном в исторической цепи развивающегося политико-правового знания и является составным моментом современных теоретических воззрений и построений. Так же как политико-правовые учения связаны с практикой не непосредственно, а опосредованно сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли.
Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторические определения и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику обоснованы в данном учении, как они соотносятся с требованиями определенных социальных групп, слоев, классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи.
Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательные, мировоззренческие моменты учения. Он показывает как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы, мысли положены в их основу. Конкретно-исторические аспекты взаимосвязаны, но это не исключает их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические идеи, формулы, построения могут опережать, либо отставать от исторической обстановки (идеи социал-утопистов, либо современные консервативные, анархистские идеи).
Политическая и правовая мысль аккумулирует и вечные проблемы, которые по-разному освещаются разными мыслителями (справедливость, равенство, право и свобода, право и закон, личность и общество, мораль и политика и т.д.).
Весь материал излагается на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов и приемов изложения.
Хронологический подход идет по персоналиям: Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Кант, Гегель и по школам: брахманизм, буддизм, даосизм, древнекитайские легисты, софисты, историческая школа права, юридический позитивизм и т.д. Это позволяет раскрывать последовательность и специфику формирования политико-правовых учений, их связь с эпохой. Но при этом в учениях раскрываются их теоретические проблемы, концепции, преемственность, новизна, их значимость, вклад, место и роль, связь с историей и т.д. Это позволяет выделить общее и особенное, объективное и субъективное, взаимодействие и взаимовлияние. Большую роль играет историко-сравнительные исследования, они позволяют выявить классификацию и типологию политико-правовых учений, верную оценку их содержания. Только исходя из общей картины можно адекватно оценивать их части.
Содержание истории политических и правовых учений
За период существования государства и права возникло множество политико-правовых доктрин. Они существовали в различных формах – теоретический трактат, философские сочинения, политический памфлет, проект конституции. Каждая из них разработана как результат индивидуального творчества. Но они содержат и общее:
1. выражают отношения определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения);
2. строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологическая наполненность учения);
3. содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).
Поэтому политико-правовая доктрина включает 3 компонента:
1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;
2) выраженную в виде понятийно-категориального аппарата, содержащую попытку решения вопросов о происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношения с государством, личностью, обществом и т.д.;
3) программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.
Политические учения раннеклассового и рабовладельческого общества отражались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим, религиозным. Методом мышления нового времени был рационализм.
Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категорический аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, системы взглядов, основанных на категориях, имеющих ключевой характер в данной доктрине.
К традиционным вопросам содержания политических и правовых учений относятся вопросы о происхождении государства и права, их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных формах (источниках права), о правах личности и т.д. В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.
Программные положения доктрины – оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях четко выражается социально-классовый характер доктрины в целом. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, социальных групп, их отношение к государству и праву. Именно программа связывает воедино все элементы доктрины. Хотя политико-правовые доктрины являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общее значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права. Для того, чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении необходимо исследовать исторические условия создания учения, классовую структуру общества, социальные противоречия, степень и тенденции развития общества. Кроме классовых, социальных интересов политико-правовые доктрины могли содержать и общечеловеческие ценности (идеи справедливости, всеобщие блага, свободы, сострадания, добра и т.д.). Это в том случае, если учения выражали интересы большинства общества, а если меньшинства, то оправдание и укрепление жестокости, несправедливости, привилегий.
Общечеловеческой ценностью является проблема преодоления политического отчуждения. Политическое отчуждение – это превращение государства в аппарат, стоящий над обществом и чуждый с ним. История политических и правовых учений – это процесс накопления, развития аккумуляции знаний о политике, государстве и праве. Но это не исключает иллюзорные, утопические доктрины (теория общественного договора, социализм и др.).
Накопление, возникновение новых политико-правовых учений идет скачкообразно, неравномерно. Эпохи взрыва меняются периодами апатии, плагиата.
Главной причиной развития истории политических и правовых учений является общественная потребность в решении государственно-правовых проблем, конкуренция ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы различных социальных групп. Учения – это не только отражение действительности, но и оценка его, попытка предсказать будущее, преемственность учений, пристрастия авторов (погода, женщины, вино, образование и т.д.). Многое зависит от режима. Демократический. Тоталитарный - официальный (Хрущев – есть 2 точки зрения, одна моя – другая неправильная; ярлыки – роман Дудинцева «Белые одежды» - генетика продажная девка империализма). В гражданском обществе – многообразие идеалов и политико-правовых доктрин.
По прогрессирующему направлению учения делят на:
- реакционные (восстановление прежних порядков);
- консервативные (сохранение и укрепление существующих государства и права);
- прогрессивные (положение измененное).
По срокам и способам достижения идеала:
- радикальные (быстрая и всесторонняя перестроение государства и права);
- умеренные (перестроить не все и не сразу);
- революционные (насилие, ломка);
- реформистские (не революция, а реформы).
Классовый подход не всегда верный (например, декабристы, марксисты). Поиски, но не научные, долговременно с предвидением.
Тенденция – возвращение гуманистического начала политических и правовых учений, идей свободы, справедливости, общего блага, общечеловеческих принципов.
Идеология взгляда ориентирована на определенный идеал, не всегда достижимый, но привлекательный для определенной части общества. Большинство политических мыслителей обосновывали свои доктрины «исторической необходимостью», «справедливостью», «волей, интересами народа», «общим благом» и т.д. Многие в этом были искренни и убеждены в истинности и полезности для народа своих положений, а если и заблуждались – то из лучших побуждений. Другие – лишь прикрывались интересами народа, стремясь к личной власти, богатству, честолюбию.
Периодизация истории политической и правовой мысли
Разные подходы. Несколько периодизаций. Либо по ОЭФ, либо по цивилизациям. Но в соответствии с ОЭФ – подход неудачный, т.к. больше всего учений оказывалось в период перехода от одной формации к другой (XVII – XVIII вв.), либо острых потрясений внутри формации (например, Греция V – IV вв. до н.э.). Вместе с тем смена одной формации другой не всегда сопровождалась переменой общего мировоззрения эпохи, в соответствии с которой всегда строилась логико-теоретическая основа политико-правовых доктрин. Так, христианство, возникшее в рабовладельческом обществе, не претерпело значительных изменений в феодальном обществе средних веков.
Причина многих доктрин не социально-экономическая, но может быть и религиозной, культурной, борьбой за независимость и т.д.
Более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время.
Древний мир: когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный классовый характер. Это Древний Восток (Египет, Вавилон, Индия, Китай), Древняя Греция и Древний Рим (IV в. до н.э. – 476 н.э. падение Рима) – время зарождения государственности и политико-правовых идей. Для Востока, с его азиатским способом производства, типичной формой государства была восточная деспотия, патерналистские представления о власти, когда монарх был связан только обычаем и традицией. Правитель отвечает только перед Богом. Цель государства – общее благо. Установленный порядок незыблем.
Особое место занимала Древняя Греция с ее античным способом производства с полисом (по греч. город – государство), где формами правления были: аристократия, демократия, олигархия, тирания. Политическая жизнь способствовала развитию теоретической мысли, побуждала к поиску идеального государственной системы. Политико-правовая мысль проходит здесь быстрый путь от мифа к науке. Мыслители Древнего Рима, вслед за греками, оказали большое внимание на всю последующую политико-правовую мысль. Важны их положения о формах государства, о государстве как деле народа, создание юриспруденции и т.д.
И для Востока и Античного мира интересы полиса, общества были превыше всего, а личность – не рассматривалась как самостоятельная ценность.
Средние века –от нападения Рима до конца XVII в., однако все больше ученых склонно XVI и XVII вв. относить к Новому времени, называя их ранним Новым временем. Это эпоха развития идеологии на основе христианства и ислама (VII в.).
Именно христианство в Европе считается основой официальной веры и мировоззрения феодализма. Важная проблема средних веков – соотношение духовной и светской власти. На Востоке большую роль занимала политико-правовая идеология ислама, со временем форма обоснований восточных деспотий. Ислам, в отличие от христианства исходит из неделимости духовной и светской власти. Многие ученые в рамках Средневековья рассматривали политико-правовые проблемы периода Возрождения и Реформ (XIV – XVI вв.). Именно в этот период сложилось мировоззрение гуманизма, в центре внимания оказался человек, зарождается индивидуализм как самостоятельная ценность человека. Гуманизм первостепенное значение придает земной жизни, политической организации, рационалистически подходит к решению этих проблем, опирается на факты и умозаключения, чем подрывал теологию.
Реформация привела к расколу церкви, появлению протестантизма, существенно подорвала феодальную систему.
Новое время (XVII – XIX вв.) –век Просвещения и буржуазных революций (в Нидерландах, Англии, США, Франции), свободной конкуренции. Просветители были убеждены в могуществе человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. «Мнение правит миром» - ставка на просвещенных монархов. Объект критики – церковь и сословная неравенство феодального строя. Распределение здравых идей – лучший способ переустройства мира. Идеи «просвещенного абсолютизма», конституционной ограниченной монархии и народного суверенитета. Они выдвигают теории естественного права, общественного договора, о необходимой конституции и т.д. Знаменем XIX в. стал либерализм (политический – обеспечение прав и равенства граждан) и экономический (свобода предпринимательской деятельности). Экономический либерализм лежит в основе юридического мировоззрения, когда все общественные явления рассматривались с сугубо правовой точки зрения. Ведущим направлением правовой теории становится юридический позитивизм, изучающий право как замкнутую, самостоятельную систему. На политико-правовую мысль большое влияние оказали философия позитивизма, социология. Одновременно происходит нарастание критики буржуазных порядков. С одной стороны со стороны консерваторов, с другой – социалистической мысли. В 40-х годах XIX в. создается теория научного социализма. Но либерализм остается основной тенденцией политико-правовой мысли этой эпохи.
Новейшее время: эпоха монополистического капитализма, империализма, социализма и кризиса социалистической системы – с начала XX вв. Государственное вмешательство в социально-экономические процессы. Юридический позитивизм утрачивает свои позиции, его вытесняет социологический позитивизм. Право перестало ассоциироваться только с государством, в центре внимания оказывается правотворческая деятельность суда, нормы создаваемые коллективами и объединениями.
I мировая война показала, что капитализм способен вести к величайшим бедствиям и катастрофам.
Социальное движение раскололось на революционное и реформистское.
Появление мировой системы социализма в Европе, возникает фашистское движение как крайняя форма расизма и национализма. Возникают теории конвергенции, сближение двух систем, понятие государства всеобщего благоденствия, социальное государство. Наметились пути совершенствования политической демократии. Они были прерваны фашизмом и во многом искусственной ликвидацией социалистических отношений в странах Восточной Европы.
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
- Общая характеристика взглядов Древнего Востока.
- Политическая и правовая идеология Древней Индии.
- Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
Самая Древняя цивилизация возникает на Востоке: в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Палестине, Иране, Китае. Именно здесь раньше всего происходит переход от первобытнообщинного строя к государственному – к. VI - нач. III т. до н.э. Патриархальное натуральное хозяйство, устойчивость государственных форм собственности на землю, общинное землевладение, медленное развитие индивидуальной частной собственности. Рабы в производстве решающей роли не играли, основной продукт производили крестьяне, объединенные в сельские общины. Не было четкого классового деления. Привилегированное положение занимала придворная и имущественная знать. Характеристика формы государства – восточные деспотии во главе с фараоном, царем.
Политическая мысль зарождается в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Ведущее место занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Первыми правителями и законодателями общества были боги. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались наместниками, потомками богов и наделялись священными чертами. Так в Древнем Китае верховный правитель Поднебесной являлся единственной точкой связи с высшими небесными силами.
Черты политических и правовых учений Древнего Востока:
1. сугубо прикладной характер, когда политические и правовые учения были посвящены вопросам управления, механизма осуществления власти и правосудия, технике и методике осуществления властных полномочий;
2. синтез политики, права и морали представлял собой этико-политические доктрины. Акцент на изменение морального облика людей. Часто искусство управления сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера;
3. патриархальность, незыблемость, традиционализм экономических и политических основ общества, если выступление народных масс то за справедливость, перераспределение богатства;
4. неразрывная связь с космосом, природой. Люди – часть природы. Земные порядки – часть общемирового, космического порядка. Так, согласно зороастризму, государство – земное воплощение небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных. Земная иерархия – отражение небесной иерархии;
5. земные законы – воплощение вечных божественных законов;
6. религиозно-мифологический характер.
Социально-политические теории Древнего Востока состояли из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Вследствие экономической отсталости, завоевательных причин многие государства Древнего Востока погибли. Многие их политико-правовые учения не получили развития. Но это не касается политико-правовой мысли Индии и Китая.
Рабовладельческое государство Древнего Египта возникает в IV т. до н.э. в форме централизованной монархии – восточной деспотии, во главе которой стоял фараон, который уподоблялся Богу. Уже в мифах и сказках Древнего Царства фараону присваивалось имя «великий Бог», «благой Бог», повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Идеология развивается в политических трактатах в виде «поучений». Так в «Поучении Птахотета» (III т. до н.э.) автор обосновывает социальное неравенство людей «высших» и «низших», установлением Бога, проводит мысль покорности, смирения и вечности существующих порядков.
В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (ок. 2100 г. до н.э.) говорится: «Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит», «Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден … он враг». Поучение советует возвышать вельмож. «Больше чем отвращение – азиат для Египта». Физический труд считается уделом «низших», «проклятием судьбы».
В конце IV т. до н.э. в Месопотамии (Шумере и Аккаде) начинают складываться первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своего времени цивилизацию. Ученые считают, что история начинается с Шумера. Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота, изобрели лук, плуг и колесо, выращивать пшеницу и лен. Шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, описали всемирный потоп и о том, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре животных. Но больше всех изумила современников шумерская литература. В поэме о Гильгамеше (II т. до н.э.) содержаться все известные легенды из Библии (о спасении младенца, который стал царем, о судьбе библейского пророка Моисея и др.). В поэме рассматриваются проблемы нравственного выбора, любви, служения долгу, осуждается деспотизм правителя. Именно Шумеры стоят у истоков человеческой культуры.
Важнейшим источником политической и правовой мысли Древнего Вавилона являются Законы или Кодекс Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего Вавилоном с 1750 г. до н.э. В 1901 г. французские археологи во время раскопок в Сузах (столице древнего Элама) нашли каменный столб с текстом 247 законов, написанных клинописью. Во введении к законам Хаммурапи говорит: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей» (Мардук – самый почитаемый Бог Вавилона). Бог через царя дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда и назначается судами. Формируются представления о формах вины. Назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб). Хаммурапи первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Он предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.
Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста – собрание священных книг зороастризма, религии древних племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Основоположник зороастризма – Спитак Спитама (VI в. до н.э.) по происхождению мидянин, выступивший в роли пророка Заратуштры. Согласно учению Заратуштры в мире 2 начала: доброе - Ахура-Мазда (ормузм) и злое – Ангра-Манью (Ахриман), между которыми происходила постоянная борьба. Законы Мазды – выражения демократической идеологии, интересов крестьян общинников. Этика Заратуштры выражается в трех принципах: добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Это осуществляется в трех правилах: хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать. Царь управляет страной на основе разума, справедливости, законов Мазды.
Ведущим направлением в политической и правовой идеологии Древней Индии являлся брахманизм и буддизм. В I половине II т. до н.э. в Индию приходят арийские имена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведийской по имени древних письменных памятников – Веды (что означает знание, ведение). Ведийская Индия делилась на 4 сословия, касты (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), шудры (неприкасаемые, лица физического труда, слуги). Варны по преданию произошли из тела великана Пуруши, из уст – брахманы, рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ступней – шудры. Господствующее положение занимали варты брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Система получила название брахманизма по имени верховного Бога Брахмы. Брахман означает благоговение, благочестивая жизнь. Существует несколько слоев Вед (Самхиты – сборники гимнов в честь богов, Брахманы – мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам, «Араньяки» - лесные книги для лесных отшельников, монахов, Упанишады-Упаниша – сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения. Самхит тоже четыре – Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы). Женщины и шудры к ведам не допускались. Наиболее ярко идеология брахманизма была отражена в политическом трактате «Наставления Ману о дхарме» (II в до н.э. II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману», а также трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Человек – это творение богов, часть живой природы. Люди, как растения и животные имеют тело и душу. Тело смертно, душа бессмертна. С гибелью тела она поселяется в другом теле, растении, животном. Странствие души по различным телам называется сансара. Сначала переселение душ из одного тела в другое было беспорядочным, а затем в зависимости от поведения человека, следование дхарме своей варны.
Дхарма – буквально - закон, первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Это культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Нерадивое исполнение дхармы, влекло за собой рождение в более низкой варне, или в теле животного или растения. И наоборот. Так действовал закон возмездия – карма. Если брахман точно исполнял свою дхарму, то это освобождало его душу от дальнейших рождений и страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. Мокша – это достижение чистоты абсолютной реальности. Наивысшее достижение – нирвана. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшую варну брахмана допускался лишь после смерти человека, как награда за служение богам, терпение и кротость. Все осуществляется за счет наказания. «Весь мир подчинятся посредством наказания», - сказано в «Законах Ману». Политический идеал – теократическое государство, где царь правил под руководством жрецов и обеспечивается верховенство религиозного закона над светским.
В борьбе против брахманизма сформировался буддизм (VI – V вв. до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама-Будда – познавший истину, его еще называли Будда Шакьямуни – Пробужденный мудрец из рода Шакьев, Татхагатой – в истине приходящим и уходящим, Бхагаваном – Благословенным, Джиной – победителем, Локаджьештхой – Превосходным в мире.
Из каст на первом месте – кшатрии. Вначале буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Затем в нем усиливаются мотивы покорности и непротивление власти. Главная цель – избавить человека от страданий. Буддизм носит психологический и этический характер. Он проникнут стремлением к добру и не причинению вреда. Буддизм возникает как своеобразный бунт против религиозного брахманизма. Он предпринял попытку рационалистического объяснения природы и общества, отвергал идею божественного происхождения каст и царской власти. В древнеиндийских источниках проводится идея выборов правителя. По буддизму – государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддизм проповедовал равенство между людьми в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешению от земных страстей и интересов. Оппозицией к власти буддизм не был. Он считал, что прочная власть защищает моральные устои от расшатывания. Буддизм отражал потребность в формировании крупных государств и содействовал укреплению империи Маурьев.
На рубеже старой и новой эры появляется индуизм, религия, впитавшая брахманизм, буддизм и ряд других верований. Буддизм же получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии и др. В первых веках нашей эры буддизм становится одной из мировых религий.
Древний Китай (II т. до н.э. – II в. до н.э.)
Политико-правовая мысль Древнего Китая представлена: конфуцианством, даосизмом, моизмом и легизмом. Расцвет политической мысли VI – V вв. до н.э. Политической мыслью занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания человек и общество, проблемы организации государства, естественной, природной закономерности.
Конфуций, Кун-цю, Кун-фу-цзы – что означает мудрец (учитель) – министр в княжестве Лу, создал свою школу. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э. Цель морали Конфуция – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства. Основу политического учения составляет принцип добродетели – дэ. Управляющие верха должны быть совершенными, благородными людьми (цзюнь-цзы). Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли). Их отличают гуманность, чувство долга, справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости, готов к опале, если в поднебесье нет справедливости. Конфуций предлагает начать с возрождения пошатнувшейся морали правителей. Государство он уподобляет гигантской семье: царь – отец, старший в роде. Царь государства – общее благо. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его (Патерналистская концепция власти). Деление на благородных и простолюдинов – естественно. Каждый должен занимать такой статус, который соответствует его моральным качествам – принцип исправления имен. Основа стабильности в обществе – четкая организация и формализация общественной деятельности, соблюдение своих обязанностей на своем месте. Каждый шаг по обычаям и ритуалам. Эти правила Ли - своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией. Пример должны показывать цзюнь-цзы – чиновники Скептически относился к управлению посредством создания новых законов и наказаний. Следовать ритуалу , обычаю, морали, примеру. С помощью законов можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.
«Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний, - говорил Конфуций, - люди будут стараться избежать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью Дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними». Необходимость в государстве отпадает, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Идея – распространение моральных знаний и обучение всех людей. Учение сыграло огромную роль в китайской истории и культуре. Во II в. до н.э. – стало официальной идеологией и сыграло роль государственной религии Китая.
Основатель Лао-цзы (VI в. до н.э.). Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин» (хотя составлена она в III в. до н.э.).
Дао – первопричина и закон развития Вселенной, которой подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону природы дает ему счастье. Все, что придумали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастью. Цивилизация, усовершенствование жизни ведут к утрате первозданного совершенства, спокойствия и гибели. Уход от людей, общества, отшельничество. Максимально сократить потребности, вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких. «Государство, - говорил Лао-цзы, - должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не стоит пользоваться». Лао-цзы – один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается как и богатство и знатность, т.к. правители используют власть в своих корыстных целях. «Народ голодает от того, что правители берут слишком много налогов».Лао-цзы так же осуждает войны. Создать мини-государства на уровне деревень, общин. Правителям как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого управления – недеяние.
Анархистские идеи:
1. государство – искусственный организм, аппарат подавления и насилия;
2. децентрализация, низведение государства до уровня деревни;
3. лучшее правительство – то, которое меньше всего правит;
4. аполитизм, замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.
Не нужно влиять на события, следует довериться действию космического закона дао. Причина общественных недостатков в том, что люди съедаемые корыстью, отошли от первоначальной простоты Дао и стали полагаться не на мудрость, а на знания, на развитие своих способностей. Надежда на уравниловку. Умеренность и средний достаток. Дао – это естественное право.
Моизм
Основатель Мо-цзы (IV в. до н.э.), его основная книга «Мо-цзы» - вначале приверженец конфуцианства, но затем отходит от него. Выражал интересы мелких собственников, ремесленников, торговцев, мелких государственных служащих.
Основные идеи:
1. равенство всех людей перед божественным небом;
2. источник мудрости не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.
3. идея выборности первого правителя – сына неба, как самого достойного, чтобы прекратить хаос, неурядицы. Принципы правления которой – строгая дисциплина и централизация, единый центр. Древние правителя приносили пользу всему народу, причина нынешних неурядиц в том, что правители отвергли заветы старины и предаются алчности, ведут нескончаемые войны, обрекая народ на нищету;
4. вместо конфуцианского человеколюбия, которое представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритета родственных связей – принцип всеобщей любви (любви к дальнему), которая распространяется и на отношения между государствами и внутри государств;
5. реформы в пользу народа, идея эгалитаризма, отказ от роскоши, утонченной культуры;
6. государство – активный субъект преобразований.
Принуждение, наказание (как и награда) возможно с помощью общего блага. Преобразование предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов.
Считается, что именно с Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом (ли), но и наказанием – син и законом – фа. Поэтому Мо-цзы является предшественником легизма – основного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.
Легизм
Основателем легизма считается правитель области Шан – Шан Ян (IV в. до н.э.). Свои идеи он изложил в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Появление легизма - кризис власти. Шан Ян заявил, что народ распустился, предается удовольствиям, забывает земледелие. Казна пустеет, государство клонится к упадку, надо не болтать, а налаживать дисциплину. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях (все унифицировать). Необходимо укрепить чиновнический и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, обязательную для всех систему наказания. Господство закона (фа), а не ритуала (ли) – отсюда легизм. Легисты выступили за систему доносов, круговорот поруки, коллективной ответственности. Жесткая централизация, всесилие бюрократии. Власть и собственность принадлежат государству. Отсутствие сословий с четким делением. Жестокое деление на правителей и управляемых. Легизм способствовал насаждению восточной деспотии, установлению «азиатского способа производства». Философов топили в «нужниках».
Было разработано учение о «законническом государстве», о технике осуществления власти. Главное – это обязательность закона, его форма и система наказаний. Всю полноту власти сосредоточить в руках верховного правителя, брать в чиновники тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Система продажи чиновнических должностей (основные требования к чиновнику – слепо повиноваться).
Под законом понималась репрессивная политика – уголовный закон. За малейший проступок следует кара смертной казнью, искоренение инакомыслия, оглупление народа.
Высшая цель государя – объединение Китая путем захватнических войн, создание могущественной державы.