ВВЕДЕНИЕ
Нужны ли вам знания данной дисциплины? Обоснование необходимости следует из скорости распространения компьютера во все новых областях. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которые развивались бы так стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Сегодня любой человек понимает, что наступило время больших потоков информации. Поэтому претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии на персональном компьютере, что как раз и дает изучение информатики.
Чтобы успевать за развитием технической базы предмета информатики, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения средств информатики непременным условием является личная целеустремленность, постоянное и настойчивое желание осваивать новые знания и приобретать необходимые навыки. Именно поэтому будущему профессионалу (юристу, экономисту, инженеру и т.д.), чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методология его применения для обработки информации, т.е. освоить фундаментальные понятия каждой из областей информатики, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами. Кроме того, одна из важнейших задач любой учебной дисциплины – научить обучаемого самостоятельно осваивать новые знания и приобретать необходимые навыки. Исходя из всего сказанного дисциплина «Информатика и программирование», читаемая для студентов специальности 315400 «Прикладная информатика в экономике», формулирует общие цели обучения:
1. Образовательная и развивающая цель – обучить студентов начальным теоретическим основам информатики, алгоритмизации и программирования, вооружив их базовыми умениями и навыками, необходимыми для прочного и сознательного усвоения этих знаний. Главная задача – формирование черт личности, определяющих общее умственное развитие, развитие их мышления и творческих способностей.
2. Практическая цель– вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают подготовку к трудовой деятельности после окончания ВУЗа. Это означает, что курс «Информатика и программирование» не только знакомит с основными понятиями теоретической информатики, теорией алгоритмов и языком программирования Turbo Pascal, но и уделяет достаточное внимание практической ориентации.
3. Воспитательная цель- формировать информационную культуру студентов, их научное мировоззрение, культуру умственного труда, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить план работы с реальным его выполнением. Одной из основных задач является адаптировать студентов первого курса к требованиям и отличительным особенностям процесса обучения в ВУЗе.
Дисциплина «Информатика и программирование» ставит своей задачей воспитание информационной культуры студентов через достижение первого уровня компьютерной грамотности с явно выраженной фундаментальной компонентой.
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
1. ИНФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВО
Стоит заметить, что с момента выделения первобытных людей из мира животных и во все последующие тысячелетия их общественного проживания и ведения дел роль коммуникаций при решении совместных вопросов только возрастала. И сейчас любые совместные действия, решение любой задачи, в которой участвует более одного человека, требуют обмена информацией, представленной в понятной всем участникам форме.
Прогресс человечества связан с ростом промышленных, энергетических, технологических и других ресурсов, что требует увеличения общего объема информации и этот объем растет с течением времени значительно быстрее, чем население земного шара и его материальные потребности.
Для характеристики информационного обеспечения любого исторического этапа развития человечества выделим несколько параметров:
1. Организация передачи информации в пространстве, т.е. распространение информации с целью обеспечения доступа к ней людей (потребителей), удаленных друг от друга. Характеризуется скоростью распространения информации.
2. Организация передачи информации во времени, т.е. накопление и хранение информации в интересах будущих поколений потребителей.
3. Организация обработки информации, т.е. преобразование имеющейся информации с целью ее использования для решения задач практики – управления, обучения, создания новой информации.
Из истории известны четыре информационных барьера, приведших к преобразованию общественных отношений из-за глубоких, кардинальных изменений в сфере информационных технологий:
1). Изобретение письменности (приблизительно в 5 тысячелетии до нашей эры) позволило передавать знания. Противоречие состояло в том, что человечеству требовалась возможность сохранять во времени накопленные опыт и знания. До этого единственным хранилищем информации являлся мозг человека. Передача информации была связана с механическим перемещением самого человека и, следовательно, скорость передачи была весьма низкой, а передача ненадежной. Обработка информации также производилась человеком.
2). Книгопечатание (15 век) привело к возможности накопления и широчайшему использованию знаний. Появление цехов, мануфактур, т.е. развитие производства потребовало большого числа образованных людей, способных управлять этим производством. Противоречие состояло в том, что количество источников информации – рукописных книг, рукописей – не могло обеспечить обучение большого количества людей. Скорость распространения информации стала определяться скоростью механического перемещения ее бумажного носителя. Обработка производилась человеком.
3). Электричество, радио, телефон, телеграф (конец 19 века – начало 20 века) изменили скорость обмена информацией и расширили возможности ее накопления. Противоречие – бурное развитие промышленности, ее монополизацию не устраивали скорости распространения знаний и делового обмена информацией. Появились и иные устройства хранения информации – фотография, кино, магнитная запись. Без существенных изменений оставалась лишь ситуация, связанная с переработкой информации, - эту функцию по-прежнему выполнял человек.
4). Информатизация общества посредством автоматизации процессов передачи, хранения и выдачи данных на основе внедрения в жизнь ЭВМ, микропроцессорной технологии и появление персональных компьютеров (вторая половина 20 столетия). Противоречие - общие объемы информации, которыми располагало человечество, выросли настолько, что суммарной пропускной способности человеческого мозга оказалось недостаточно для ее переработки. Решение – создать информационные системы, в которых осуществляется обработка информации на основе разработанных информационных технологий. Варианты решения появились в 1945 – 1948 гг. в результате появления первой цифровой вычислительной машины и разработок К. Шеннона математических принципов кодирования и передачи информации, а также его предложения метода объективного измерения количества информации. Внедрение в жизнь данных разработок позволило автоматизировать информационный процесс, что привело к резкому увеличению скорости обмена данными и возможностей ее накопления и обработки, к хранению больших массивов информации в компьютерных сетях с возможностями мгновенного обращения к ним, в том числе и через системы электронных коммуникаций.
Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационная технология – процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Таким образом, информатизация общества предполагает производство информационных продуктов на основе информационных ресурсов.
К информационным ресурсам относятся:
Ø отдельные документы и отдельные массивы документов;
Ø документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной формах. Храниться информационный продукт должен на материальном носителе.
Предоставление информационного продукта пользователю является информационной услугой и осуществляется через рынок. На информационном рынке, как и на любом другом экономическом рынке, даются ответы на три вопроса:
1. Что желает потребитель – какой продукт или услугу и по какой цене.
2. Где находятся информационные ресурсы – кто ими владеет, сколько они стоят, насколько они доступны.
3. Каким образом осуществлять производство и продажу данного информационного продукта – производственный, экономический, финансовый и технологический аспекты информационной деятельности.
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по производству и торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.