Эффективность использования государственной и муниципальной собственности

Формы управления государственным имуществом

Формы управления государственным имуществом бывают организационными, экономическими, правовыми, организационно-правовыми. К организационным относятся:

· Инвентаризация и госрегистрация объектов недвижимости государственной собственности и прав управления ею в едином реестре в соответствии с новыми требованиями по кадастрированию и картографированию;

· Организация проведения энергоаудита, технологического аудита объектов инфраструктуры, в т.ч. коммунальной инфраструктуры ЖКХ;

· Проведение финансово-экономического аудита ГУПов и их управленческой диагностики на предмет внедрения новых управленческих технологий;

· Разработка стратегии развития системы имущественными комплексами региона, включая определение приватизируемых объектов и объектов, передаваемых в концессию;

· Разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации государственной инфраструктуры, оставляемой в госсобственности.

К экономическим относятся:

ü формы наращивания объектов госсобственности за счет бюджетных средств,

ü расширение практики обеспечения госзаказами и

ü использования инструментов индикативного планирования,

ü разработки стратегий и программ территориального развития, в которых предусматривается использование ГУПов и государственных учреждений.

К правовым формам управления относятся:

· разработка решений региональных органов исполнительной власти по повышению эффективности использования госсобственности;

· реализация требований административной реформы по повышению контроля за использованием объектов госсобственности через стандартизацию и регламентацию процедур пользования и распоряжения ею;

· введение единых правовых основ для повышения конкурентности государственных учреждений.

Организационно-правовыми формами управления госсобственностью являются уже упомянутые ФГУПы, ГУПы, а также государственные корпорации, государственные фонды.

Совершенствование использования государственной и муниципальной собственности имеет длительную историю. В свое время

· был утвержден реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности.

· принято Постановление Правительства 3 февраля 2000 года "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ".

· утверждался (2000 г.) Типовой устав государственного унитарного предприятия и типовой контракт с его руководителем.

Опыт российской экономики свидетельствует о недостаточно высокой эффективности унитарной формы предприятия, поэтому в стране наблюдается четкая тенденция к сокращению доли этих предприятий и выработке методов и механизмов повышения их эффективности в тех областях, где они будут сохраняться.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по реформированию деятельности предприятий и организаций, относящихся к государственному и муниципальному секторам экономки, с целью повысить эффективность их функционирования, обеспечить рост качества предоставляемых ими услуг.

В современной российской экономике в системе государственного активное особое место принадлежит вопросам повышения эффективности управления государственными корпорациями, государственными пакетами акций в акционерных обществах, развития доверительных форм управления государственной собственностью.

Управление государственным и муниципальным имуществом сложный, многоаспектный процесс: меняются границы государственного и муниципального сектора, усложняются хозяйственные связи, возникают новые регулирующие институты. Все это требует выработке новых и совершенствованию существующих подходов к процессу управления государственной и муниципальной собственностью, являющемуся важнейшим составляющим элементом государственного регулирования национальной экономки в целом.