Эффективность использования государственной и муниципальной собственности
Формы управления государственным имуществом
Формы управления государственным имуществом бывают организационными, экономическими, правовыми, организационно-правовыми. К организационным относятся:
· Инвентаризация и госрегистрация объектов недвижимости государственной собственности и прав управления ею в едином реестре в соответствии с новыми требованиями по кадастрированию и картографированию;
· Организация проведения энергоаудита, технологического аудита объектов инфраструктуры, в т.ч. коммунальной инфраструктуры ЖКХ;
· Проведение финансово-экономического аудита ГУПов и их управленческой диагностики на предмет внедрения новых управленческих технологий;
· Разработка стратегии развития системы имущественными комплексами региона, включая определение приватизируемых объектов и объектов, передаваемых в концессию;
· Разработку инвестиционной программы по развитию, реконструкции и модернизации государственной инфраструктуры, оставляемой в госсобственности.
К экономическим относятся:
ü формы наращивания объектов госсобственности за счет бюджетных средств,
ü расширение практики обеспечения госзаказами и
ü использования инструментов индикативного планирования,
ü разработки стратегий и программ территориального развития, в которых предусматривается использование ГУПов и государственных учреждений.
К правовым формам управления относятся:
· разработка решений региональных органов исполнительной власти по повышению эффективности использования госсобственности;
· реализация требований административной реформы по повышению контроля за использованием объектов госсобственности через стандартизацию и регламентацию процедур пользования и распоряжения ею;
· введение единых правовых основ для повышения конкурентности государственных учреждений.
Организационно-правовыми формами управления госсобственностью являются уже упомянутые ФГУПы, ГУПы, а также государственные корпорации, государственные фонды.
Совершенствование использования государственной и муниципальной собственности имеет длительную историю. В свое время
· был утвержден реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности.
· принято Постановление Правительства 3 февраля 2000 года "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ".
· утверждался (2000 г.) Типовой устав государственного унитарного предприятия и типовой контракт с его руководителем.
Опыт российской экономики свидетельствует о недостаточно высокой эффективности унитарной формы предприятия, поэтому в стране наблюдается четкая тенденция к сокращению доли этих предприятий и выработке методов и механизмов повышения их эффективности в тех областях, где они будут сохраняться.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по реформированию деятельности предприятий и организаций, относящихся к государственному и муниципальному секторам экономки, с целью повысить эффективность их функционирования, обеспечить рост качества предоставляемых ими услуг.
В современной российской экономике в системе государственного активное особое место принадлежит вопросам повышения эффективности управления государственными корпорациями, государственными пакетами акций в акционерных обществах, развития доверительных форм управления государственной собственностью.
Управление государственным и муниципальным имуществом сложный, многоаспектный процесс: меняются границы государственного и муниципального сектора, усложняются хозяйственные связи, возникают новые регулирующие институты. Все это требует выработке новых и совершенствованию существующих подходов к процессу управления государственной и муниципальной собственностью, являющемуся важнейшим составляющим элементом государственного регулирования национальной экономки в целом.