Тема 3. Безопасность туризма на межгосударственном и государственном уровнях
1. Международный опыт разработки системы и мер безопасности в туризме
Международные конференции ЮНВТО неоднократно указывали на то, что к туризму и путешествиям человека надо готовить. Гаагская межпарламентская конференция по туризму 1989 г. отметила: «Соответствующее воспитание широкой общественности, начиная со школы, образование и обучение являются крайне важным делом для туристской индустрии и развития туризма. Необходимо принять меры по включению туризма в учебные планы школ и вузов. Подготовка к путешествиям должна осуществляться путем совместных согласованных усилий на всех уровнях — национальном, региональном и международном на основе солидарности и международного сотрудничества, а также в рамках рекламно-пропагандистской деятельности ЮНВТО».
На Гаагской конференции рекомендовали придать особое значение следующим вопросам безопасности в туризме:
· законодательство в области безопасности и защиты туристов, туристских объектов и достопримечательностей должно разрабатываться и применяться в увязке со всеми другими законодательными мерами, направленными на устранение насилия и преступности; с одной стороны, а также на защиту и сохранение окружающей среды — с другой;
· в каждом государстве должен быть специализированный центральный орган, который решает вопросы претворения в жизнь соответствующих превентивных мер в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов;
· должны быть приняты все необходимые меры по обеспечению страхования туристов на случай основных рисков, с которыми они сталкиваются;
· для того чтобы способствовать проведению в жизнь политики в области безопасности и защиты туристов, государства в рамках своих политических и административных систем должны развивать эффективное сотрудничество, с одной стороны, с компетентными органами на всех уровнях и, с другой стороны, с туристскими ассоциациями, туристскими агентствами и в целом с любой организацией или органом, заинтересованными в решении вопросов, связанных с безопасностью и защитой туристов.
Еще в 1980 г. в Манилъской декларации по мировому туризму было сказано, что «туристы обладают основным правом человека на путешествия в безопасности». С 1990 г. безопасность туризма включена в программу работы ЮНВТО в качестве постоянного направления деятельности, предусматривающей проведение семинаров и курсов, выпуск публикаций и сотрудничество с различными межправительственными организациями.
В 1991 г. ЮНВТО подготовила «Рекомендуемые меры по безопасности в области туризма». Эти материалы были предназначены в основном для правительств, так как рассматривали инструменты туристской политики.
В 1995 г. в г. Кадис (Испания) состоялся межпарламентский форум по туризму, в котором приняли участие парламентарии из 52 стран мира. Целью проведения форума было привлечение внимания парламентов, правительств и местных органов власти к основным проблемам развития туризма, в том числе к обеспечению безопасности. В ходе Кадисского форума был подчеркнут многосекторный характер туризма и его уязвимость перед воздействием внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружающей среде, колебания валютных курсов и т.д.) и, как следствие, обозначена необходимость проведения согласованных действий международных организаций, межведомственной государственной политики и разработки механизмов координации деятельности министерств, ведомств, национальных туристских администраций.
В том же 1995 г. в г. Эстерсунд (Швеция) под эгидой ЮНВТО прошла первая международная конференция по безопасности туризма и уменьшению риска при путешествиях. В ней приняли участие представители национальных туристских администраций США, Великобритании, Франции, ФРГ, Канады, Израиля, Испании, Австрии и других государств, а также туристских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Были приглашены представители Интерпола, Европейского туристского исследовательского центра, туристской и авиационной полиции Аргентины, службы безопасности туризма Канады, Министерства внутренних дел Словении и других организаций. На конференции было отмечено, что основа успеха в осуществлении безопасного туризма заключается в постоянном взаимодействии туристского сектора с соответствующими службами и структурами государства.
Конференция приняла Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению риска при путешествиях.
В материалах конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение риска при путешествиях включают широкий спектр проблем, таких как несчастные случаи, заболевания, эпидемии, СПИД, терроризм, военные осложнения и перевороты, пиратство, криминальные ситуации и преступность, распространение наркотиков, радиоактивное и иное заражение местности, проституция, вандализм и любые формы насилия. Подчеркивалось, что рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к туристам, местным жителям, турфирмам и индустрии туризма в целом, должно быть комплексным. Главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении риска при путешествиях возлагалась, прежде всего на государственные органы и национальные туристские администрации, которые в свою очередь должны обеспечивать соответствующий уровень взаимодействия и координацию работы со всеми участниками туристского рынка.
Кроме ЮНВТО, вопросами, связанными с безопасностью и защитой туристов, занимаются различные международные организации. Так, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная ассоциация аэропортов (АО) постоянно решают перспективные и текущие проблемы безопасности гражданской авиации и аэропортов. В их компетенцию входят предполетная, воздушная и послеполетная безопасность пассажиров, безопасность сдаваемого багажа и др.
Действенную помощь в борьбе с международным терроризмом и его последствиями для туризма оказывает национальным туристским администрациям Международная организация уголовной полиции (ICPO — Интерпол). В конце 90-х гг. XX в. в Африке и Европе Интерпол и ЮНВТО провели два региональных семинара по безопасности в туризме.
Обеспечением защиты путешественников от инфекционных заболеваний занимается Всемирная организация здравоохранения. С 1951 г. действуют утвержденные ею Международные медико-санитарные правила. Периодически в них вносились необходимые изменения и поправки (1969, 1972, 1981 гг.). Составленные на их основе «Международные медицинские правила» обязательны для международного уведомления о заболеваниях, которые могут распространяться по миру в результате туризма и иных миграций населения.
ВОЗ имеет рабочие соглашения с ЮНВТО, в соответствии с которыми текущая информация о процедурах пограничного санитарного контроля публикуется в ежегодном издании «Зарубежный туризм и пограничные формальности». В брошюре ЮНВТО «Медицинская информация и формальности при международных путешествиях», выпущенной совместно с ВОЗ в 1995 г., настоятельно рекомендовано всем организаторам путешествий предоставлять туристам сведения медицинского характера и использовать медицинскую страховку при поездках. ЮНВТО и ВОЗ периодически проводят курсы и конференции по гигиене питания, предназначенные для работников туристского сектора.
Для борьбы с незаконным оборотом и контрабандой запрещенных предметов при международных путешествиях большое значение имеет Всемирная таможенная организация (WCO). Ее деятельность способствует сохранению культурных и иных ценностей в той стране, которой они принадлежат.
Европейская комиссия (ЕК) в 1990 г. выпустила «Европейскую директиву по комплексным турам». Этот документ настоятельно рекомендует всем организаторам поездок предоставлять туристам информацию о медицинских формальностях, а также другие сведения о месте назначения. Благодаря этой директиве и национальным законодательствам правительства некоторых европейских стран обязывают турфирмы использовать свои партнерские связи для распространения «правительственных предупреждений» в отношении отдельных туристских направлений, которые представляют собой риск для туристов.
Принятое странами Европейского союза (ЕС) Шенгенское соглашение продемонстрировало возможность создания единого безвизового пространства для туристов на территории многих государств. В рамках Шенгенского соглашения в Страсбурге создан единый компьютерный банк данных учета и контроля иностранных граждан, въезжающих в страны ЕС. В этот постоянно обновляемый список «нежелательных лиц» закладываются данные об иностранцах, нарушивших паспортный и визовой режим, правила пребывания в стране, лиц, совершивших противоправные деяния, не предоставивших для визирования требуемые документы или документы, противоречащие друг другу. Таким лицам въезд в страны ЕС может, быть запрещен на срок от нескольких месяцев до 10 лет в зависимости от серьезности правонарушения.
Международная гостинично-ресторанная ассоциация (IH&RA работает над усовершенствованием стандартов безопасности в заведениях, принадлежащих ее организациям, а также в гостиничной индустрии в целом. Эта работа выходит за рамки обычной противопожарной защиты, которая тем не менее остается в повестке дня.
Сотрудничество ЮНВТО с перечисленными организациями помогает разрабатывать и применять практические меры, направленные на реализацию принципов безопасных путешествий.
2. Национальный уровень безопасности
Ответственность государств за безопасность туризма на национальном уровне предусматривает:
· инициативный подход к решению проблем безопасности и лидерство в этом направлении;
· политику и планирование социально-экономического развития для обеспечения устойчивого (безопасного) развития туризма;
· привлечение средств массовой информации для просвещения населения и информирования о возможных рисках и угрозах;
· использование юридических, институциональных и судебных структур для правового регулирования туристской деятельности;
· борьбу с организованной и любой другой преступностью и терроризмом;
· предотвращение незаконного оборота наркотиков, развития проституции и торговли людьми;
· охрану и улучшение здоровья туристов.
Разработке национальной политики в области безопасности туризма, как правило, предшествует анализ туристских факторов. Затем излагаются основные положения политики и разрабатываются конкретные планы и программы защиты и безопасности туристов.
В соответствии с международными рекомендациям ЮНВТО политика в области безопасности туристов должна учитывать:
· определение принципов, задач и целей в области защиты и безопасности;
· планы работы правительственных ведомств, отвечающих за реализацию политики безопасности;
· сотрудничество и координация всех заинтересованных структур в решении проблем безопасности;
· согласие всех участников туристского рынка в отношении их долевого участия в распределении ресурсов для достижения целей безопасного туризма.
Национальная политика в области безопасности туристов реализуется в соответствующих национальных планах, включающих ряд важнейших направлений:
· определение потенциальных рисков для туристов с учетом видов поездок, величины туристского центра, особенностей его местоположения и транспортного обеспечения;
· мониторинг и предупреждение преступлений против туристов;
· защита туристов и местного населения от незаконного оборота наркотиков;
· защита достопримечательностей и туристских объектов от незаконных посягательств;
· разработка безопасной стратегии и тактики приема и размещения туристов;
· организация специализированного штаба, работающего в случае возникновения чрезвычайной ситуации, например природного бедствия;
· принятие стандартов противопожарной, санитарной и иной безопасности и соответствующих практических мер для туристских объектов и достопримечательностей;
· информационная поддержка, в том числе:
· взаимодействие с прессой и другими средствами массовой информации внутри страны и за границей,
· информирование представителей международного туристского бизнеса по вопросам защиты и безопасности туристов,
· предоставление информации по вопросам обеспечения безопасности, выезжающим и въезжающим туристам, а также общественности;
· разработка национальной политики в области охраны здоровья туристов, включая системы оповещения об их заболеваниях;
· страхование туристов и туристских объектов;
· создание системы сбора и распространения надежных статистических данных о преступлениях против туристов.
На основании государственного планирования национальные туристские администрации разрабатывают практические рекомендации по безопасности туристских предприятий и туристов. Существенным моментом в организации работы по обеспечению безопасности туристов является координация усилий с другими правительственными учреждениями и ведомствами, населением туристских центров, представителями индустрии туризма и средствами массовой информации.
В некоторых странах законодательная база, регламентирующая вопросы безопасности туризма, может значительно отличаться от российской. Так, во многих мусульманских государствах против россиян могут выдвигаться обвинения, не попадающие под юрисдикцию Российской Федерации. (Например, в Объединенных Арабских Эмиратах суды шариата применяют для иностранных граждан, в том числе и россиян, наказания по обвинениям в публичном пьянстве, проституции и некоторым другим.) Показателен, в частности, следующий пример.
В конце 90-х гг. XX в. российский капитан, работавший по контракту на норвежском танкере, пострадал в результате вынесения необоснованного приговора. Решением шариатского суда ему было назначено 10 лет тюремного заключения и штраф в размере 14 тыс. дол. за «обладание, употребление и торговлю наркотиками». Поводом для судебного преследования послужил факт обнаружения на арабской таможне в перевозимом им пакете с медикаментами трех ампул наркотического средства промедола, предназначенного для оказания в случае необходимости экстренной помощи членам экипажа российского судна.
До сведения суда был доведен факт отсутствия у подсудимого переводчика, что привело к неверной трактовке его показаний. Однако надежды на смягчение приговора не было. На решение шариатского суда практически не могут повлиять ни общественные правозащитные организации, ни консульские службы.
Косолапов А.Б. Лимитирующие факторы туризма. Владивосток: ТГЭУ, 2006.
Эффективное устранение туристских рисков или их минимизация до допустимого уровня в пределах страны предполагает достоверное изложение фактов, связанных с различными опасностями. Неправильная оценка происходящих событий может существенно осложнить проведение спасательных операций, дезориентировать другие государства в отношении тактики экстренной помощи.
3. Правовое регулирование безопасности туризма в Российской Федерации
В России государственное регулирование безопасности населения осуществляется МВД России, МЧС России, Роспотребнадзором. Регулированием безопасности в туризме, кроме перечисленных ведомств, занимается Федеральное агентство по туризму.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства закреплены в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.). Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности, определяет систему безопасности и ее функции, рассматривает порядок организации и финансирования органов, обеспечивающих безопасность, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Закон трактует понятие безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества, государства.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу.
К основным объектам безопасности закон относит:
· личность — ее права и свободы;
· общество — его материальные и духовные ценности;
· государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с российским законодательством. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности.
Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера. Граждане и организации имеют право получать разъяснения по поводу их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменном виде и включаются в документ, обеспечивающий безопасность клиента, например, в договор на предоставление туристских услуг.
Трактовка Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» применительно ко всем видам туристских услуг предполагает выполнение следующих обязательных требований:
безопасность жизни и здоровья туристов;
· сохранность имущества туристов и экскурсантов;
· охрана окружающей среды;
· безопасность самого процесса оказания туристской услуги.
Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и защита окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ, далее — Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации). Требования, установленные главой VII, предъявляются как организаторам туристского обслуживания, так и туристам (потребителям).
В статье 14 указывается, что под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение при совершении путешествий ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране или месте временного пребывания, в том числе путем публикации соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации.
При обстоятельствах, свидетельствующих о возникновении в стране или месте временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с появлением какой-либо угрозы для туриста, ему или иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг. При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор или турагент обязаны представить туристу или иному заказчику достоверную информацию:
· о правилах въезда в страну или место временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда или выезда;
· основных документах, необходимых для въезда в страну или место временного пребывания и выезда из страны или места временного пребывания;
· опасностях, с которыми турист или экскурсант может встретиться при совершении путешествия;
· таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествиях
· месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране или месте временного пребывания, в которые турист может обратиться в случае возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также причинения вреда личному имуществу;
· адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в месте временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов в случае, если туристский продукт включает в себя их организованный выезд без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
· национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания;
иных особенностях путешествия.
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну или место временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Неисполнение этой обязанности гражданами может служить основанием для отказа туроператора от исполнения договора согласно п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452. В этом случае наступает материальная ответственность потребителя за фактически понесенные расходы туроператора на момент такого отказа.
Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны:
· пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (горная и труднопроходимая местность, спелеологические • и водные объекты и др.);
· незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов или экскурсантов, по территории Российской Федерации.
В статье 15 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации говорится об оказании специализированными службами необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации. Такие поисково-спасательные службы и отряды находятся в составе МЧС России. Поисково-спасательные отряды или группы круглосуточно готовы оказать экстренную помощь туристам на маршрутах любой сложности.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами Российской Федерации государство принимает меры по защите интересов находящихся там российских туристов, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания (ст. 16 упомянутого Закона). Об этом говорится также в статье 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию): «В случае если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства». В статье 17 рассматриваются вопросы страхования рисков при осуществлении туристской деятельности.
При разработке и выполнении туристского маршрута необходимо учитывать требования к безопасности туристских объектов и оказываемых услуг. Эти требования изложены в государственных стандартах и обязательны для исполнения туристскими предприятиями:
В государственных стандартах указывается, что безопасность туристских услуг должна быть обеспечена как при нормальных условиях обслуживания, так и при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и пр.). Туристские трассы должны размещаться в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями. Помещения, транспортные средства, в которых предоставляются туристские услуги, туристское снаряжение и инвентарь, выдаваемый туристам напрокат, должны соответствовать требованиям, установленным в действующей нормативной документации (санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, правилах пожарной безопасности и др.). Обслуживающий персонал туристских предприятий должен быть обучен действиям по обеспечению безопасности туристов.
Кроме законов и ГОСТов, регламентирующих вопросы безопасности в туризме, существуют многочисленные отраслевые нормативные акты, имеющие отношение к отдельным разделам туристского бизнеса.
В целом правовое регулирование в области безопасности туризма в Российской Федерации осуществляется с помощью:
· контроля соблюдения туристских требований безопасности на основе законодательных актов;
· создания специальных служб безопасности;
· добровольной сертификации туристской деятельности;
· страхования;
· соблюдения туристских формальностей.
· информирования туроператоров, турагентов, туристов, средств массовой информации о возможных туристских рисках и угрозах.
Перечисленные мероприятия позволяют сделать российский туристский рынок более безопасным, а значит, и более цивилизованным.
4. Сертификация туристских услуг как основа безопасного туризма
Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Поэтому во многих цивилизованных странах существует определенный порядок получения разрешения на работу в сфере туризма. Как правило, это добровольная сертификация туристских услуг.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г.; в ред. от 1 декабря 2007 г.) приняты технические регламенты. Они направлены:
· на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
· охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно названному Закону, в России применяется система сертификации, основанная на ГОСТе Р «Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг».
Туристская услуга, тур, турпакет или совокупность услуг являются объектами сертификации на соответствие требованиям безопасности. Юридические и физические лица, организующие, обеспечивающие предоставление и исполнение отдельных туристских услуг или их комплекса от своего имени, несут полную ответственность за безопасность предоставляемых услуг и их качество перед потребителями (туристами).
В результате идентификации туристских услуг могут быть выявлены один или несколько объектов сертификации, на каждый из которых может быть получен сертификат соответствия требованиям безопасности.
Безопасность туризма касается множества аспектов, включающих проблемы несчастных случаев, заболеваний, терроризма, военных осложнений и переворотов, криминогенных ситуаций, в том числе бандитизма, пиратства, распространения наркотиков, проституции, вандализма, радиоактивного, химического и иного заражения земли, воды и воздуха в местах пребывания и т.д. При этом основными рискообразующими факторами являются функциональное назначение тура и географический регион страны или места совершения путешествия. Например, путешествия по западным, восточным, северным регионам России с точки зрения региональных степеней риска близки между собой и могут составлять единый объект сертификации. Но путешествия в целях отдыха и развлечений, с одной стороны, и путешествия при использовании активных видов отдыха (спорт, охота, рыбная ловля, приключения и пр.) - с другой, даже внутри одного региона следует признавать разными объектами сертификации. Такой подход к идентификации объектов сертификации позволяет, кроме повышения уровня объективности при сертификации, сориентировать турфирмы на использование в своей деятельности принципов не только коммерческого расчета, но и учета безопасности клиентов. И если для надлежащего обеспечения этой безопасности требуются слишком большие финансовые затраты, то туристской фирме лучше отказаться от организации таких туров в данный момент и дождаться времени, когда ее финансовые возможности позволят сделать туристский продукт качественным и безопасным.
С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (июнь 2003 г.) туристские услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия (письмо Госстандарта России от 11 июля 2003 г. № ВК-110-28/2522),т.е. процедура сертификации для турфирм стала носить добровольный характер.