Программно-целевой подход
Программно-целевой подход в государственном регулировании характеризуется своими родовыми и видовыми качествами. К первым относится все то, что свойственно программно-целевому методу вообще. Это четкое целеполагание, разбивка цели на подцели (дезагрегирование цели) первого уровня, второго уровня и т.п. и разработка программ по достижению цели и подцелей, когда достижение целей второго уровня обеспечивает достижение подцелей первого уровня, а достижение подцелей первого уровня – условие выполнения главной цели. Такой способ дезагрегирования цели получил название «дерева целей», потому что каждая подцель «ветвится» на ряд подцелей следующего уровня дезагрегации. Картина графического изображения такого ветвления, схожа с картиной дерева, перевернутого вверх корневым основанием.
Ко вторым относятся программно-целевые методы, предметом которых является достижение определенных целей, стоящих перед органом государственного управления. Здесь видовые особенности связаны преимущественно с социально-экономической проблематикой, отражающей территориальное рассредоточение проблемы.
Основным «каркасом», составляющим суть и содержание программно-целевого метода, является программа. Она представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные иерархически дезагрегированные цели с мероприятиями, направленными на их достижение, увязанными по контрольными срокам выполнения с конкретными исполнителями и ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей при реализации данными исполнителями перечня действий, составляющих содержание мероприятий
Разрабатываются Федеральные целевые программы (ФЦП), федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), ведомственные целевые программы федеральных органов управления (ВЦП) и региональные целевые программы (РЦП), программы социально-экономического развития регионов или схемы (программы) территориальные развития, а также региональные и муниципальные программы переселения граждан из ветхого жилья.
Кроме того, активно начали использоваться программно-целевые методы и на уровне муниципальных образований Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, инвестиционные программы муниципальных предприятий. Таким образом, программно-целевой подход в государственному регулированию приобретает характер одного из основных инструментов государственного регулирования экономикой.