Концепции фирмы, их типология и цели

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить следующим образом. Фирма– это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

· Неоклассическая теория фирмырассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.

· Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности, и представляет собой контракт между владельцами ресурсов, призванный обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов.

· Бихевиористская теория фирмыисходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.

Типология фирм может основываться на разных критериях – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:

· Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.

· Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Для такой фирмы характерно разделение функций собственности от управления.

· Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников, главной целью которого является максимизация трудового дохода.

· Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Целевые ориентиры такой фирмы устанавливаются государством, а объем выпуска и цена регулируются государственными органами.

· Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых высшим управленческим аппаратом.

Целевые установки фирм представляют собой многообразную, иерархическую систему, которые изменяются во времени и в зависимости от рыночных условий. В качестве цели фирмы могут выступать:

· максимизация прибыли;

· максимизация выручки;

· экономический рост;

· выживание в долгосрочной перспективе;

· стремление к удовлетворенности.

Максимизация прибыли является определяющим условием долгосрочного функционирования фирмы.