Сертификация, подходы и развитие

 

 

В начале 90-х годов в условиях перехода на рыночную экономику на российский рынок обрушился поток различных товаров, в том числе некачественных и даже опасных. Рыночные механизмы только начали формироваться. Для защиты российского потребителя в РФ была введена система сертификации продукции и услуг в соответствии с ФЗ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» с изменениями, внесенными в соответствии с ФЗ от 1996 г. и 1999 г.

Назначение любой продукции – удовлетворить ту или иную потребность человека. Для этого она должна обладать свойствами, соответствующими этим

потребностям. Иными словами, продукция должна быть качественной. Соответственно, сертификация представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение соответствия рассматриваемой продукции

определённым требованиям, определяющим её качество. В соответствии с ФЗ от


7 февраля 1992 г. обязательной сертификации подлежала продукция на которую законами или стандартами были установлены обязательные требования, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Термин «сертификация» (лат. certum facere – сделано верно) как форма подтверждения соответствия, в международной терминологии определяется как

установление соответствия. Термин был впервые сформулирован и определён Комитетом по сертификации ИСО (СЕРТИКО) и включён в Руководство №2 ИСО/МЭК 2 1982 г. «Общие термины и

определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».

Согласно этому документу, сертификация определялась как действие,

удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определённым стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам. Сертификат соответствия (сертификат) - документ, выдаваемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что должным образом идентифицированная продукция, услуга или процесс соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В Руководстве ИСО/МЭК 2: 1996 г. дано уточненное определение сертификации: «Сертификация соответствия – действие третьей

стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

Развитие системы сертификации в РФ регулировалось в соответствии с ФЗ от

10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг». В РФ были созданы системы сертификации, на которые были возложены организация и проведение обязательной сертификации определенных объектов. Наиболее крупной системой обязательной сертификации являлась «Система сертификации ГОСТ Р», образованная и возглавлявшаяся Гостандартом РФ. В систему сертификации ГОСТ Р входили более 40 систем сертификации групп однородной продукции.

1. Центральный орган Системы.

 

II. Органы сертификации, непосредственно осуществляющие сертификацию.

 

III. Испытательные лаборатории и центры, осуществляющие определенные виды испытаний или испытания определенных видов продукции.

 

Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры были созданы на базе центров стандартизации и метрологии, научно –исследовательских институтов, ВУЗ - ов и др. и функционировали в различных регионах РФ.

 

Ведущие экономические державы начали развивать процессы подтверждения соответствия в 20 – 30-е годы прошлого столетия. В 1920 г. Немецкий институт стандартов DIN учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, который распространялся на все виды продукции за исключением оборудования газового, водоснабжения и некоторого другого, для которого предусматривался


специальный порядок испытаний образцов и надзора за производством. Знак

DIN зарегистрирован в ФРГ в соответствии с законом о торговых знаках.

Примером сертификации продукции конкретного вида является система сертификации электротехнического и электронного оборудования, действующая под контролем Немецкой электротехнической ассоциации VDE. Это одна из первых систем, созданных в Германии в начале 20-х годов. Ассоциация VDE по соглашению с DIN организует разработку национальных стандартов в области электротехники, электроники, связи и осуществляет руководство системой сертификации этого оборудования. В состав системы входит Институт по испытаниям и приёмке с испытательными службами, который выполняет функции национального органа поверки средств измерений. Практическое руководство системами сертификации осуществляют федеральные институты по испытаниям и приемке TUV и BAM.

В Великобритании подтверждение соответствия осуществляется во многих отраслях промышленности для товаров разного вида. В стране действует

несколько национальных систем сертификации, наиболее крупная – система сертификации Британского института стандартов BIS. Для продукции, сертифицируемой в этой системе, учреждён знак соответствия британским

стандартам, зарегистрированный и охраняемый законом. Сертификация в Великобритании, в основном, носит добровольный характер, за исключением областей, где решением правительства стандарты обязательны к применению.

Во Франции в 1938 г. была создана национальная система сертификации со знаком соответствия NF (французский стандарт). Ответственность за общую организацию и руководство системой возложена на Французскую ассоциацию по стандартизации AFNOR. Сертификация продукции со знаком NF означает её

соответствие требованиям французских стандартов. Таким образом, в основе системы лежат исключительно национальные стандарты, подготавливаемые и утверждаемые AFNOR. Знак NF зарегистрирован во Франции в соответствии с

законом о торговых и сервисных знаках.

В конце 80-х годов наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы, основанных на нормативных

документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это явилось техническим препятствием в торговле между странами - членами Европейского

Союза и мешало реализации идеи пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг. Различия в процедурах подтверждения соответствия касались также и административных аспектов. В результате технические барьеры, обусловленные

различными нормативными документами, преодолевались в стране - импортёре путем повторения процедур сертификации, которые в стране - экспортере (изготовителе) уже были проведены по действующим там правилам.

В декабре 1989г. Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путём использования таких


инструментов, как сертификация и аккредитация, построенным по единым европейским нормам, и подтвержденным качеством и компетентностью.

Основные рекомендации «Глобальной концепции по сертификации и испытаниям» сформулированы в 6 тезисах:

– поощрение применения стандартов по обеспечению качества серии EN 29000 и

сертификации на соответствие этим стандартам,

– применение стандартов серии EN 45000, устанавливающих требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям при их аккредитации,

– поощрение создания централизованных национальных систем аккредитации,

– создание центров по испытаниям и сертификации в законодательно нерегулируемой области,

– гармонизация инфраструктуры испытательных и сертификационных центров в

странах ЕС,

– взаимное признание результатов испытаний и сертификатов на основе договоров со странами не членами ЕС.

Для практической реализации рекомендаций европейские страны создали множество организаций по аккредитации, сертификации и испытаниям, которые преследовали цели:

– облегчения условий для международной торговли;

– гармонизации методик аккредитации, испытаний и сертификации;

– взаимного признание аккредитации, сертификации, результатов испытаний и калибровки средств измерений;

– повышения качества испытаний.

Большое значение для взаимного признания результатов подтверждения соответствия имеют соглашения по конкретным видам продукции, например,

соглашение HAR по определению процедур присвоения знака соответствия на кабели и провода или соглашение по маркировке медицинских электроприборов EMEDICA.

В США, в отличие от стран Западной Европы, отсутствуют единые правила процедуры подтверждения соответствия или единый национальный орган по сертификации. Действуют сотни систем, созданных при различных

ассоциациях – изготовителях и частных компаниях. Аналогичное положение со стандартизацией – стандарты разрабатываются сотнями организаций, имеющими различный статус. Несмотря на отсутствие единого национального органа

по сертификации, на который правительством было бы возложено общее руководство работами по сертификации, предпринимаются попытки по созданию общих критериев для действующих сертификационных систем. Для этого образована национальная система аккредитации испытательных

лабораторий, создана система регистрации сертификационных систем.

Страны Восточной Европы в конце прошлого столетия развивали национальные системы сертификации аналогично западноевропейским странам.

В рамках СЭВ работы по интеграции в вопросах сертификации начались в конце

70-х годов. Были разработаны «Основные принципы взаимного признания результатов контроля продукции для заключения двухсторонних соглашений» и


признании результатов испытаний и контроля качества продукции». В 1980г. в Институте СЭВ по стандартизации были разработаны «Общие условия взаимного признания результатов испытаний продукции». Этот документ предусматривал организацию структур для взаимного признания результатов испытаний во всех странах – участницах соглашения. Предполагалось создание сети управляющих структур, а также аккредитованных испытательных лабораторий, которые должны были обеспечить объективность и достоверность проведённых испытаний, правильное оформление протоколов испытаний и сертификатов. Однако из-за известных политических событий конца 80-х начала 90-х годов указанные планы реализованы не были.

Сертификация продукции в РФ, а до этого в СССР, начала развиваться после принятия в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об

улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Госстандарту СССР совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные

организации и институты по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно - бытового назначения. Целью системы было обеспечение достоверной и оперативной оценки качества продукции и

предотвращение передачи в производство технически несовершенных, конструктивно и технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль качества выпускаемой продукции. Испытательные

центры тех лет явились базами для современных испытательных лабораторий.

Однако критерии, по которым работали государственные испытательные центры, не согласовывались с требованиями на испытания при сертификации. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в то время в стране практически

отсутствовала «третья сторона». Присвоение промышленной продукции Знака качества, введённого в СССР в 1967 г. и обозначавшего промышленную продукцию высшей категории качества, осуществлялось Государственной

аттестационной комиссией министерства (ведомства), то есть изготовителя.

Принятое в 1986 г. РД 50 - 598 - 86 «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР», явилось организационно - методическим

документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по

сертификации. Согласно этому положению, работы по сертификации продукции машиностроения в СССР проводились в следующих направлениях:

– определение перечней продукции, подлежащей сертификации,

– установление сертификационных требований к продукции и введение их в нормативную документацию на эту продукцию,

– разработка документов, устанавливающих правила проведения сертификации конкретной продукции,

– аттестация производства сертифицируемой продукции на предприятиях -

изготовителях,

– аккредитация испытательных лабораторий, определённых для сертификационных испытаний,


– испытания продукции, подлежащей сертификации,

– выдача сертификатов или постановка знаков соответствия,

– надзор и контроль качества сертифицированной продукции и проведение сертификации в стране,

– участие в международных системах сертификации конкретной продукции либо

заключение двух - или многосторонних соглашений по сертификации или взаимному признанию результатов испытаний.

Таким образом, в начале 90-х годов в РФ сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации.

Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. законом РФ «О защите прав потребителя». С 1 мая 1992 г. в РФ введена в действие система обязательной

сертификации согласно ГОСТ Р. Процедуры подтверждения соответствия получили развитие после принятия ФЗ от 1993 г. «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с этим законом в РФ были созданы системы

сертификации, на которые были возложены организация и проведение обязательного подтверждения соответствия определённых видов продукции, устанавливались ограничения на ввод в обращение недоброкачественной

продукции. При подготовке закона «О сертификации продукции и услуг» учитывались международная и отечественная практика подтверждения соответствия, а также действующие на то время нормативные документы и

рекомендации международных и региональных организаций по стандартизации и сертификации. В то же время ФЗ не смог разрешить основного противоречия между нормами министерств и ведомств и требованиями «Соглашения о технических барьерах в торговле» ВТО. К таким барьерам ВТО относит

расхождение между законодательствами разных стран, различие требований и методик в стандартах, несовпадение процедур оценки соответствия.

Именно Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. № 184 – ФЗ «О

техническом регулировании» и затем от 1 мая 2007 г. № 65 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» ознаменовали реализацию в РФ коренной реформы всей системы оценки и подтверждения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения, утилизации, выполнения работ и оказания услуг заданным требованиям. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» оценка соответствия проводится в формах подтверждения соответствия (сертификации, декларирования) , государственного контроля (надзора) за исполнением требований технических регламентов, аккредитации и регистрации, испытаний, приёмки при вводе в эксплуатацию объектов и др.