Принципы формирования системы государственного управления

Принципы представляют собой основное исходное положение какой-либо науки, системы деятельности, в т.ч. управления. Это наиболее ключевые положения, определяющие особенности формирования какой-либо системы.

В научной литературе выделяют следующие основные принципы формирования системы государственного управления:

Ø принцип разделения властей;

Ø принцип комплементарности;

Ø принцип субсидиарности;

Ø принцип суверенности;

Ø принцип демократизма;

Ø принцип гомогенности.

Рассмотрим подробнее содержание приведенных выше принципов.

Принцип разделения властей был введен французским энциклопедистом Шарлем Монтескье (1698-1755) и предусматривал разделение единоличной государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Такой подход, построенный на системе сдержек и противовесов, должен обеспечивать эффективный контроль за деятельностью государственного аппарата.

Принцип комплементарности (дополнительности) власти означает непрерывность власти, осуществляемой всеми уровнями и ветвями власти как условие нацеливает для равномерного распределения властных функций по всей вертикали управления по различным территориальным уровням, что бы избежать дефицита власти, появления зон нелегального управления.

Принцип субсидиарности (вспомогательности) определяет процедуру и порядок распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти для обеспечения устойчивости и стабильности в исполнении органами управления своих властных полномочий, в т.ч. подконтрольных для населения. Предполагает передачу полномочий с нижнего уровня на верхний и только в тех случаях, когда складывается невозможность их реализации на нижнем.

Принцип суверенности является, прежде всего, признаком любого государства, предусматривает независимость государства в рамках международного правопорядка и верховенство власти в рамках ее правовых полномочий.

Принцип демократизма предусматривает и предполагает широкое участие народа в решении вопросов государственного и муниципального значения, включая избрание властей, участие в подготовке программ территориального развития, в которых затрагиваются интересы граждан, в т.ч. в части образования различных общественных организаций и передача и наделение их частью государственных функций в форме соответствующих полномочий.

Принцип гомогенности (однородности) проявляется в обязательном соответствии и подчиненности регионального законодательства федеральному законодательству, что обеспечивает единство государства.