Функции государства.

По вопросу роли и соответственно функций государства не существует единого мнения у различных слоев населения и даже в них – у сторонников тех или иных взглядов на экономическую реальность, потому что разные экономические теории видят его по-разному. На смену классическому видению рынка и считавшему, что государство должно играть роль «ночного сторожа», пришло кейнсианство. Кейнсианство, сумевшее преодолеть самый тяжелый кризис, вызванный безусловным следованием канонам классического подхода к государству, ввело в рынок государство как ключевого рыночного «игрока», как важнейший рыночный институт, способный стимулировать спрос и предложение для активизации экономической деятельности и потому преодолению застойных явлений. На смену кейнсианству пришел монетаризм как ответ на трудности государства справиться с проблемами государственного регулирования, пораженного чрезмерной бюрократизацией.

Однако независимо от уровня развития государства и воззрений различных групп и слоев профессиональных экономистов, каждое государство, представляя собой аппарат, созданный обществом для регулирования общественных процессов, выполняет ряд функций, которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся такие функции, которые обеспечивают целостность государства со стороны угроз из-за его пределов. Это –

· обеспечение национальной безопасности,

· поддержание мирового порядка, если это под силу, или – содействия поддержанию мирового порядка, обеспечиваемого более сильными странами,

· обеспечение взаимовыгодного сотрудничества во всех областях (экономической, культурной, политической и других) с другими государствами.

К внутренним относятся такие функции, как:

· обеспечение национальной безопасности со стороны внутренних угроз (массовые беспорядки, восстание, спасательные работы и недопущение мародерства в случаях природогенного или социального конфликта),

· создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан и хозяйственных организаций в части обеспечения правовых, политических, организационных, экономических, социальных, экологических, культурно-образовательных и т.п. условий развития и преодоления угроз

В рамках настоящей дисциплины основной акцент будет делаться на внутренних функциях государственного и муниципального управления, осуществляемого в нем, и связана с проведением результативной государственной политики, с социальным и экономическим развитием страны, созданием эффективной организационной структуры государственной и муниципальной власти.

Статья 7 Конституции Российской Федерации утверждает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие своих граждан, т.е. каждого человека.

3. Содержание понятия «государственное управление»

Государственное управление – важнейшая форма деятельности государства. Содержательно государственное управление реализуется в таких направлениях, как

· разработка нормативно-правового порядка и практическая реализация законодательной практики и соблюдение выполнения законов,

· организация общественных отношений во всем их разнообразии наиболее приемлемым легитимным способом,

· стимулирование хозяйственной активности для производства товаров, на которые высокий спрос, и экономической деятельности для повышения конкурентоспособности страны;

· внедрение новшеств (инноваций), также обеспечивающих повышение конкурентоспособности государства

· стимулирование конкурентных отношений регионов и внутри них – муниципальных образований;

· содействие повышению культурно-технического уровня отраслей, предприятий и работников;

· стимулирование рождаемости и обеспечение достойных условий в удовлетворении жизненно важных потребностей населения в здравоохранении, образовании, культуре и обеспечения роста уровня и качества жизни населения страны и т.п.

4. Субъект и объект государственного управления

Специфика государственного управления состоит в том, что субъектом управления выступает специально уполномоченный аппарат, осуществляющие свои функции исключительно на профессиональной основе. Однако этот аппарат представлен рядом субъектов государственной власти и управления в соответствии с выполняемыми ими функциями. В целом субъектами государственного управления являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В условиях Российской Федерации это – обе палаты Федерального Собрания парламента страны – Государственная Дума и Совет Федерации, Президент и Правительство страны, Конституционный суд Российской Федерации. К субъектам также относятся региональные органы власти.

К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, различные социальные группы, существующие на территории данного государства. Более развернуто объектами государственного управления являются:

· секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структура хозяйства,

· экономические циклы разной природы и длительности

· общественные институты

· занятость,

· уровень жизни

· образование и подготовка кадров

· трудовые отношения и механизмы защиты населения

· социально-экономические процессы,

· платежный баланс,

· НИОКР и патентная защита инноваций,

· различные социальные группы, существующие на территории данного государства,

· государственный сектор экономики

· цены и антиинфляционные процессы, движение денежной массы,

· финансовые ресурсы и межбюджетные отношения, в т.ч. межтерриториальное распределение финансовых ресурсов,

· охрана окружающей среды.

Словом – вся совокупность общественно-политических и социально-экономических отношений и институтов, их регулирующих. Однако современная практика вносит свои коррективы. Так, главными субъектами регулирования в национальных экономиках до 70-х гг. ХХ века выступали исключительно национальные государства. Позднее процессы глобализации, открытости рынков для иностранных компаний во многом обуславливают изменение функций и объектов госрегулирования и сопровождается появлением новых субъектов, которые становятся не только объектами управления на территории государства, но и субъектами управления на ней. Это международные финансовые организации (Всемирный банк и Мировой валютный фонд) и ТНК, которые, с одной стороны, способствуют за счет размещения прямых инвестиций созданию новых рабочих мест в стране, снижая уровень безработицы, но с другой, - сокращают возможности государства обеспечивать регулирование всей национальной экономикой на своей территории и прежде всего - распоряжаться своими природными ресурсами и полезными ископаемыми. Так, под контролем ТНК на начало первой декады XXI века находилось:

§ до половины всего промышленного производства в мире;

§ 63% внешней торговли;

§ 4/5 патентов и лицензий на новую технику и технологии, в т.ч. «ноу-хау»;

§ 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака;

§ 85% меди и бокситов;

§ 80% - чая и олова;

§ 75% олова и сырой нефти.

Очевидно, что такое положение ограничивает возможности проводить полноценную суверенную государственную политику на территории страны, снижая субъектность государства в решении задач повышения национального благосостояния.