УЧЕТ ЗАТРАТ, КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
И США
ПРАВО АНГЛИИ
План лекции:
1. Эволюция английского прецедентного права и законодательства в ХУШ-ХХвв.
2. Основные черты гражданского права Англии.
3. Уголовное право.
4. Трудовое и социальное законодательство Англии.
5. Особенности правовой системы США.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М. 1967
2. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М. 1987
3. Громаков Б.С. Очерки по истории антидемократического законодательства США. М., 1958
4. Кенни К. Основы уголовного права Великобритании. - М. 1949
5. Ковалев В.А. Крупнейшие уголовные дела ХХ века в США. М., 1990
После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предыдущую эпоху в общей системе королевских судов («общее право») , и в суде лорда-канцлера («право справедливости»). При всей своей архаичности прецедентная система обладала значительной гибкостью и приспосабливаемостью к новым капиталистическим условиям.
В качестве примера можно привести деятельность одного из самых известных судей ХУШ века Мэнсфилда (1756 - 1782 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в «общее право», руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей «справедливости».
В деле Сомерсета предстояло установить является ли рабство законным для Англии институтом. Признав, что рабство узаконено «положительным правом», Мэнсфилд заявил, что власть господина над рабом не может быть оправдана "нравственными и политическими соображениями", "какие бы неудобства из этого не вытекали". "Ввиду этого, - резюмировал Мэнсфилд свое решение, - черный должен быть отпущен на свободу".
Следуя тем же путем, Мэнсфилд пренебрегал формальностями столь обязательными в английском общем праве. Он стал доискиваться "истинной воли наследодателя" и соответственно с тем решать иски о наследстве; "истинных намерений" контрагентов в делах о договорах и сделках, следя в то же время за тем, чтобы договоры соответствовали "публичному интересу", как он стал пониматься в Англии в ходе и в связи с промышленной революцией и другими переменами.
Шокируя своих коллег, Мэнсфилд, не стесняясь черпал обоснования для своих решений как в римском праве, так и в праве других европейских стран. Так или иначе Мэнсфилд добивается смягчения ряда гнетущих формальностей английского процесса выдвигая на первый план свидетельские показания и применяя разные способы их проверки и перепроверки. Мэнсфилд превратил пересмотр судебных решений по гражданским спорам из исключительного трудного дела в более или менее урегулированный процесс, более доступный, чем до него. В целом деятельность Мэнсфилда служила приспособлению английского общего права к условиям буржуазного развития Англии.
Нечто похожие происходило и в "суде справедливости". Придерживаясь тех же методов, лорд - канцлер Англии Ноттингем ( 1675 - 1682 г.) выступил с доктриной свободного судейского усмотрения. Справедливость и резонность судебного решения, утверждал Ноттенгем, должны быть поставлены в связь с тем, что думает по тому или иному поводу "обыкновенный человек", несведущий в науке права. Идя этим путем, канцлерский суд получил возможность пересмотра своих собственных прецедентов, сложившихся в предреволюционный период и после него.
Важным этапом в окончательном оформлении прецедентного права явилась вторая половина Х1Х в, когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрощения правовой системы. Актом 1854 г. отменялась казуистическая форма королевских «приказов» и вводилась единая система исков. Акт 1858 г. разрешил судам «общего права» пользоваться средствами защиты интересов сторон, выработанными в системе «справедливости», и наоборот, канцлерский суд получил право разрешать вопросы, составляющие ранее исключительную компетенцию судов «общего права».
Судебная реформа 1873-1875 гг. привела к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной степени применять нормы как «общего права», так и «права справедливости».
Несмотря на тесное сближение, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями.
В настоящее время в Англии идет тенденция к сокращению применения судебного прецедента, и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства. Характерной чертой статутного права в начале Х1Х в. являлось сохранение действия законов, принятых парламентом еще в эпоху средневековья. Для упорядочения и пересмотра старых законов парламент стал использовать такое средство, как издание консолидированных актов, объединяющих предшествующие статуты по какому-нибудь одному вопросу. Так, в 1823-1827 гг. были сведены в 4 консолидированных акта около 300 старых запутанных статутов, а в период с 1870 по 1934 год таких актов появилось более 100.
Особенностью английского права Х1Х-ХХ вв. стало и то, что оно осталось не кодифицированным. В конце Х1Х в. стали появляться своеобразные «суррогаты кодексов» – консолидированные статуты с элементами кодификации, но в отличие от кодексов они не представляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права, а объединяли в себе нормы, относящиеся к сравнительно узким и специальным сферам (например, Акт о лжесвидетельстве 1911 г., Акт о подлоге документов 1913 г. и др.)
Масштабы кодификации были расширены принятием парламентом специального Акта 1965 г. об образовании правовой комиссии, целью которой было проведение реформы права вплоть до его полной кодификации. Но процесс создания кодифицированного права даже в современной Англии весьма далек от завершения.
В качестве субъектов гражданских правоотношений английское право признает как отдельных граждан, так и юридические лица. Вопреки принципу юридического равенства существуют категории лиц, правоспособность которых ограничена. Это замужние женщины, иностранцы.
Что касается юридических лиц, то в Англии, в отличии от других стран, широкое применение имеют юридические лица, базирующиеся на использовании института доверительной собственности. В то же время долго не считались юридическими лицами товарищества. В настоящее время на основании специальных законов и решений судов применительно к отдельным правоотношениям товарищества стали наделяться качествами юридического лица.
До середины Х1Х в. право собственности знало еще традиционное деление имущества на «реальную» и «личную» собственность, связанное с исторически сложившимися формами защиты имущественных интересов исками. Реальными исками защищалась земля, родовые недвижимости и титулы. Распоряжение этой собственностью было сопряжено с определенными формальностями и ограничениями (например, при наследовании действовало правило майората, препятствовавшего дроблению родовых имуществ). К личной собственности помимо чисто вещных прав относились так называемые права на иски (авторское, патентное право).
Законодательные нововведения 1832 и 1845 гг., направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между реальными и личными исками. А Закон о собственности 1925 г. освободил право собственности от средневековых конструкций, приблизив земельную собственность к общему правовому режиму недвижимости.
Кроме права собственности среди видов вещных прав можно выделить: вещное право аренды недвижимости в различных формах; сервитуты, в т.ч. личные; доверительную собственность, разнообразные обеспечительные права (например: ипотека).
Ограничительным институтом английского права является доверительная собственность - траст. Это такая форма собственности, при которой одно лицо (доверительный собственник) управляет, распоряжается имуществом переданным ему другим лицом (учредителем) в пользу третьих лиц (бенефициантов). Институт доверительной собственности в конце Х1Х – начале ХХ в. получил новую сферу применения. Он оказался чрезвычайно удобным для создания инвестиционных банков и других объединений.
ВАнглии нет общего понятия обязательства. Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушений.
С аграрной и промышленной революциями договор стал основной правовой формой, в которой выражались отношения по найму рабочей силы, обмену товарами, оказанию услуг. В связи с этим в традиционные доктрины английского права судебной практикой были внедрены общепризнанные принципы договора (равенство сторон, признание у них «свободы воли и выбора»и т.д.) Характерными чертами английского договорного права являются требования соблюдения прав и обязанностей сторон, требование от должника полного и добросовестного выполнения обязательств. В Х1Х в. была отменена личная ответственность должника за невыполнение обязательства, которая могла повлечь заключение его в долговую тюрьму.
Особенно сложными и архаичными долгое время оставались нормы права, касающиеся деликтов. В ХУШ-Х1Х вв. широко использовались иски, выработанные еще в средневековую эпоху на случай вторжения в чужое земельное владение, зловредных действий и т.д., особые иски из нарушений «личной» собственности – например, при незаконном присвоении вещи. Весьма специфичными были деликты, рассматриваемые как нарушение прав личности: клеветы, сговор с целью причинения ущерба собственности другого лица и др. С развитием капиталистических отношений некоторые аспекты деликтных отношений получили более детальную разработку (например, понятие небрежности). Однако, в целом, многие общие понятия и принципы оставались не сформулированными.
Для семейного права характерно длительное сохранение остатков феодализма. Сохраняется церковная форма брака, но с 1836 года существует и гражданский брак. Форма брака выбирается обоими супругами.
В имущественных правах женщина была весьма ограничена. Право управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежало мужу, жена субъектом права не являлась. Только в 1882 году была установлена некоторая имущественная самостоятельность замужней женщины.
До 1857 года не существовало развода. Дети до 21 года находились под отцовской властью. В 1908 году была установлена ответственность родителей в случае дурного обращения с детьми. Узаконение внебрачных детей допускалось лишь в исключительных случаях на основании парламентского акта.
В середине ХХ в. в Англии была принята целая серия законов, в результате которых произошли существенные изменения с сфере брачно-семейных отношений. Закон о браке 1949 г. и Закон о реформе семейного права 1969 года внесли уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др. Законы «О разводе и раздельном проживании супругов» и «О признании брака недействительным» 1971 года упростили формальности и саму процедуру развода.
В законодательстве последнего времени более подробно рассматриваются имущественные отношения супругов с общей тенденцией к их выравниванию. Предусматривается не только взаимная материальная поддержка, но и право каждого из супругов претендовать на определенную долю доходов, которые дает общее имущество.
На уголовном праве Англии отчетливо проявился консервативный характер английской революции. Только в середине 18 века английское уголовное право систематизируется крупнейшим юристом Англии Блэкстоном. Особенно консервативным оказалось уголовное право Англии в вопросе о наказании. Еще в 1810 году распространенными видами наказаний были : колесование, четвертование, извлечение внутренностей из живого тела и т.п. До 1873 года смертной казни в Англии подвергался тот, кого в течении месяца видели в обществе цыган. Консервативный характер английского уголовного права выразился в том, что оно продолжало развиваться главным образом не путем издания законов, а путем развития прецедентного права.
В 1907 году в английское уголовное право вводится условное осуждение. В отличие от континентальных законов происходит отсрочка не исполнения приговора суда, а назначения наказания или даже осуждения.
В том же году вводится превентивное заключение. Оно заключается в том, что суд может признать лиц, осужденных не менее трех раз за серьезные преступления и ведущих преступный образ жизни привычными преступниками и приговорить их помимо показания к превентивному предупредительному заключению, которому они подвергаются после отбытия наказания.
После второй мировой войны правительство осуществило целый ряд мероприятий по совершенствованию отдельных институтов уголовного права и процесса, а также попыталось систематизировать эти отрасли в целом. После почти двадцатилетних дебатов в ноябре 1965 году был принят закон, временно отменивший смертную казнь, а с 1969 года – постоянно.
В 1967 году было отменено деление преступных деяний на фелонии (карались смертной казнью) и мисдиминоры (все остальные преступления). Английский законодатель определил новую классификацию преступных деяний. К «арестным» преступлениям отнесены деяния, за которые грозит лишение свободы на срок свыше 5 лет, к «не арестным» - все остальные. Основные виды наказания: лишение свободы, условное осуждение, штраф.
29 июля 1977 г. английский парламент принял закон об уголовном праве, который внес изменения в существующие уголовно-правовые, уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосудия. Закон по новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и условия освобождающие от уголовной ответственности за участие в сговоре. Одновременно были аннулированы составы преступного сговора по общему праву за исключением сговоров, направленных на обман и совершение действий, оскорбляющих общественную мораль, грубо нарушающих приличия. Впервые в законодательном порядке было установлено деление всех преступных деяний на три группы:
1) деяния, рассматриваемые и решаемые только в суммарном порядке мировыми или полицейскими судьями, процесс рассмотрения дела организован без предварительного производства дела;
2) деяния, рассматриваемые только по обвинительному акту судом присяжных;
3) деяния, для рассмотрения которых установлен альтернативный порядок или это суммарное производство или производство с участием присяжных.
К закону приложен перечень преступных деяний, относящихся к каждой группе. При этом значительно расширена компетенция судов суммарной юрисдикции за счет двух последних групп. Одновременно введена дополнительная стадия судопроизводства по определению подсудности деяний, относящихся к третьей группе.
В настоящее время за совершение преступлений, по которым требуется составление обвинительного акта, предусмотрены сроки наказания 1 год, 2 года, 3 года, 5 лет, 7 лет 10 лет, 14 лет, 20 лет, пожизненное заключение в виде лишения свободы. Следует отметить, что когда парламентом принимаются решения о криминализации деяния, т.е. об установлении уголовной ответственности за новые деяния, обычно не бывает сомнений относительно максимального срока наказания за новое преступление. Максимум устанавливается по аналогии со сходным преступлением и дискуссии по этой проблеме не возникает. Установленные законодательством максимальные сроки меняются очень редко. Такие изменения происходят в случае очевидного повышения уровня какого—либо преступления или в случае изменения законодательного определения конкретного состава преступлений. В частности, Акт 1977 года увеличил максимальный срок наказания в виде лишения свободы с 20 лет до пожизненного за ряд преступлений. При принятии целого ряда законодательных актов не произошло никаких изменений в максимальных сроках наказания (например: при принятии закона о краже 1968 г., закона о наркотиках 1971 г.).
В современной Англии судам представлено право широкого выбора наказаний - от "карательных" до "реформативных". Судья часто стоит перед альтернативой: назначить наказание, основываясь на обстоятельствах совершенного преступления или вынести приговор в зависимости от индивидуальных особенностей личности преступника. Подобное положение во многом определяется тем, что закон устанавливает крайне длительные сроки наказания в виде лишения свободы. Поэтому суды выносят приговоры о лишении свободы с максимальным сроком наказания только в случае совершения особо тяжкого преступления.
Англия в середине XIX века считалась самой промышленно развитой страной мира. Но экономическое процветание достигалось за счет жесточайшей эксплуатации рабочих. Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 13-16 часов, дети 8-9 лет работали по 6,5 часов до 13 лет (до 1831 . – 8 часов, а еще раньше – по 16 часов в сутки). К 40 годам большинство рабочих уже умирало. Отсутствовала всякая охрана труда, широкое распространение имели несчастные случаи на производстве, что делало рабочих калеками.
Появление специального трудового законодательства Англии следует отнести к 70-80 годам XIX века. Именно тогда на предприятиях с числом 50 и более наемных рабочих был установлен десятичасовой рабочий день. В 1875 году правительство под давлением рабочих вносит в парламент «Акт о предпринимателе и рабочем», положения которого формально уравновесили в правах нанимателей и рабочих. Этим же актом впервые определялась правовая основа для заключения рабочими коллективных договоров.
В 1880 г. устанавливается ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни или здоровью работника. Был определен официальный минимум зарплаты, а с 1911г. установилась практика обязательного страхования трудящихся, причем четверть ценностных средств в страховой фонд вкладывало государство, а три четверти вносили по половине работники и предприятие.
По мере усиление борьбы рабочих за свои социально-экономические права наиболее дальновидные представители промышленного капитала понимали, что решить данную проблему силой невозможно. Появляется фабричное законодательство, отличающееся особой противоречивостью. Так, регистрация профсоюзов с одной стороны объявлялась в целом добровольной, а с другой стороны только зарегистрированные профсоюзы имели льготы по налогообложению, могли предъявлять иски в суд. В тоже время регистрация влекла за собой определенные ограничения профсоюзной деятельности.
Закон о профсоюзах не действовал до 1875 г., т.к. одновременно с ними должна была применяться поправка к уголовному закону, запрещавшая пикетирование и санкционировавшая применение против забастовщиков доктрины «О заговоре».
Под давлением борьбы трудящихся данная поправка была отменена законом 1875 г. «О заговоре и защите собственности». Однако, руководители профсоюзов стали привлекаться к ответственности на основании гражданско-правового заговора ранее «преступный заговор» как за объединение лиц для нанесения ущерба предпринимателю.
Естественно, профсоюзы не могли мириться с подобным положением и под влиянием их борьбы в 1906 г. принимается закон «О трудовых спорах», закрепивший право профсоюзов на забастовку, хотя расплывчатость формулировок статей законов 1875 и 1906 г.г. открывали широкие возможности для судейского произвола, не обеспечивали защиты права на забастовку.
Первое место в ряду реакционных мероприятий, проведенных правящими кругами после всеобщей стачки 1926 года занимает закон, принятый парламентом в конце июля 1927 года "О промышленных конфликтах и профсоюзах", названный рабочими "хартией штрейкбрехеров" и объявлявший всеобщие стачки незаконными. Закон практически запрещал пикетирование, ограничивал возможности тред-юнионов создавать фонды, предназначенные для политических целей. Закон также предусматривал, что безработный, если он отказывался стать штрейкбрехером во время "незаконной" забастовки, мог подвергнуться преследованию по обвинению в нарушении этого закона (наказание - штраф или тюремное заключение до 2-х лет). Лишь в 1946 году лейбористское правительство отменило Закон о профсоюзах 1927 года. Тем самым, права профсоюзов были восстановлены в прежнем объеме.
Традиционной особенностью английской правовой системы в области социально-трудовых отношений всегда была широкая автономия в регулировании условий труда и трудовых конфликтов самими участниками этих отношений : предпринимателями и их объединениями, с одной стороны, и профсоюзами - с другой. Социальная деятельность государства развивалась главным образом по линии охраны труда, техники безопасности, социального страхования, обеспечения и других видов социального обслуживания.
В феврале 1930 года в Англии был принят новый закон "О страховании от безработицы", который вносил некоторые положительные изменения в существующую систему страхования. Закон несколько увеличивал пособие по безработице подросткам, снижал возраст лиц, имеющих право на получение пособий (15 лет), увеличивал срок выплаты так называемого переходного пособия на 12 месяцев. Однако к существенному улучшению положения безработных закон не привел. Например, безработный лишался пособия, если биржа труда сообщала, что он не искал работу "по настоящему ".
Закон об условиях трудового найма 1959 года предусматривал определенный порядок, обеспечивающий соблюдение предпринимателями соответствующих положений коллективных договоров. Согласно ст. 8 данного закона, в случае нарушения предпринимателями условий труда, определенных коллективными договорами, профсоюз вправе обжаловать такое нарушение договора в департаменте трудовых отношений министерства труда. Если департаменту не удавалось урегулировать, спор он передавал его на рассмотрение в Промышленный суд, который выносил решение, обязывающее фирму соблюдать условия коллективного договора. В случае же, если предприниматель продолжал нарушать соглашение, трудящиеся, чьи права были нарушены, обращались с иском в обычный суд, который в принудительном порядке обязывал предпринимателей выполнять решения Промышленного суда
Трудовое законодательство, особенно принятое в период правления лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся. Оно включает в себя охрану труда и технику безопасности, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на предприятии, организацию забастовок и т.д. Основная масса законов по труду приходится на 70-80-е гг. нашего века. Это законы о занятости 1975г., 1978 г., 1980г., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г. и пр.
Говоря об основных чертах современного правового развития США, следует ранее всего указать на то, что конституционные положения двухсотлетней давности никогда не перерабатывались и до сих пор считаются действительными характерные для своего времени общие и гуманные формулировки. США рецепировали основные принципы английской правовой системы, хотя это не означало полное заимствование правовых форм Англии.
Существенно для развития правовой системы США и то, что она возникла и сформировалась в условиях американского федерализма, который держится на признании достаточно широкой компетенции штатов в правовом регулировании различных сфер общественных отношений.
Таким образом, американская правовая система в целом - это сложное и своеобразное явление, включающее федеральную правовую систему и все правовые системы штатов. Конституция США закрепляет приоритет федерального законодательства над законодательством штатов.
Хотя многие американские правовые институты являются производными от английских, общее право США не выступает как простая разновидность права Англии. Со времени отделения колоний от метрополии американские судьи осуществляли практику судопроизводства независимо от деятельности английских судебных органов.
В отличие от английского права, где действует жесткое правило прецедента, общее право США не является по своей природе абсолютно застывшей, неизменной системой. Суды федерации и штатов следовали решениям, вынесенным более высокой инстанцией, но не считали себя связанными своими собственными решениями.
В США еще в колониальный период произошло слияние общего права с «правом справедливости», которое было поглощено судами общей юрисдикции. Таким образом, в США была создана единая система казуального прецедентного права.
В то же время, американское общее право не стало единым для всей страны и имеет существенные различия по штатам. Формально, в США нет и федерального общего права. Таковое не предусматривается Конституцией 1787 г. Федеральное общее право имеет безусловную силу лишь в сфере действия федеральной юрисдикции, причем там, где нет соответствующего законодательного акта конгресса и судебные споры решаются на основе норм, выработанных судебной практикой.
В ХХ в. предпринимаются и попытки систематизации общего права. Результатом такой работы стало многотомное издание «Обновленное изложение права» 1952 г. Систематизации подверглись главным образом те правовые институты, которые слабо урегулированы законодательством: договоры, гражданские деликты, коллизия законов, доверительная собственность и т.д. Это издание не является официальным, но пользуется большим авторитетом у американских судей, которые используют ссылки на него в судебных решениях.
Наряду с прецедентным общим правом в США развивалось статутное право, создаваемое федеральным конгрессом и, главным образом, законодательными органами штатов. На практике это привело к созданию сводов законов двух видов.
Первую группу образуют так называемые "консолидации". Они являются настоящими кодификациями, поскольку содержат только законы, федеральные или штатов, как бы дополняющие английскую систему, кроме того в них нормы систематизированы не по предметному признаку, а в алфавитном порядке.
Вторую группу составляют кодексы, которые создавались под влиянием воспринятых в континентальной Европе кодификационных принципов.
XX век в истории американской юриспруденции отмечен отходом от принципов старого прецедентного права. Американские исследователи считают, что в будущем позиция американской практики и доктрины в отношении правополагающего значения прецедента будет представлять собой самостоятельные юридические явления наряду с английским общим правом и континентальным, в частности с французской доктриной, отрицающей правополагающее значение судебного прецедента по конкретному делу. Но и в сравнительно ограниченной теперь сфере судебное правотворчество обнаруживает как и прежде изворотливость и гибкость. Особенной чертой американского права считается стремление и реальная способность решать политические и социальные проблемы с помощью правотворческой деятельности Верховного суда.
* Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., Юр.лит., 1978. с.12.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.21, с.117.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.21, с.169.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., Т.1, с.347
* Сборник документов по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973, с.241
* (Государственный строй США. Под ред. А.С. Никифорова, М., 1970, с. 86.)