Положения о стандартизации в ФЗ

«О техническом регулировании»

 

 

Глава 3 «Стандартизация» включает семь статей: цели (ст.11), принципы (ст.

12), документы (ст. 13), национальный орган РФ по стандартизации, технические комитеты (ст.14), национальные стандарты, общероссийские классификаторы

технико - экономической и социальной информации (ст.15), правила разработки и утверждения национальных стандартов (ст. 16) и стандарты организаций (ст.

17).

Стандартизация осуществляется в целях (ст. 11):

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

– повышения уровня безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений,

технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции.

Достижение целей стандартизации обеспечивается разработкой документов,

способствующих выполнению требований технических регламентов, проведению исследований и разработок продукции, созданию и реализации методов и конструкций, обеспечивающих защиту или снижение возможного


Ниже приведены некоторые понятия, определённые в ФЗ (ст. 2).

Стандартизация– деятельность по установлению правил и

характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Стандарт– документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики продукции, процессов производства,

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их

нанесения.

Национальный стандарт– стандарт, утверждённый национальным органом

Российской Федерации по стандартизации.

Международный стандарт– стандарт, принятый международной организацией.

Свод правил- документ в области стандартизации, в котором содержатся

технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.

Кроме того, в рамках задач стандартизации создаётся документация, регулирующая порядок проведения разработок, правила принятия и оформления решений, обозначения решений и конструкторских документов, правила выполнения и состав конструкторских и технологических документов и др.

В достижении целей стандартизации значительную роль играют классификаторы, с помощью которых регистрируется документация на продукцию, разрабатываются перечни импортируемой продукции,

разрабатывается информация об отечественной продукции для внутренних и внешних рынков, реализуются учётные функции по статистике, налогообложению и др.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами (ст. 12):

– добровольного применения стандартов;

– максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением особых случаев;

– недопустимости создания препятствий производству и обращению

продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени,

чем это необходимо для достижения целей стандартизации;

– недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

– обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Принцип добровольного применения стандартов обусловливает отсутствие со стороны государственных органов требований по показателям качества,


техническим решениям, технологическим требованиям. Цель применения стандартов – в содействии разработчикам и изготовителям создавать продукцию высокого качества, предоставлять им свободу действий. Критерии качества формирует потребитель, востребуя или невостребуя продукцию на рынке.

Принципы осуществления стандартизации способствуют:

– достижению компромисса между желаниями потребителя и возможностями разработчика при обеспечении конкурентоспособности;

– обеспечению мирового уровня отечественной продукции, в том числе благодаря применению международных стандартов;

– способствуют гармонизации взаимоотношений служб разработчиков,

изготовителей и поставщиков;

– содействуют повышению уровня безопасности и др.

Единообразие применения стандартов – принцип, вытекающий из понятий

«стандарт» и «стандартизация».

К документам в области стандартизации относят (ст. 13):

– национальные стандарты;

– правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– классификации, общероссийские классификаторы технико – экономической и социальной информации;

– стандарты организаций;

- своды правил.

Объектами национальных стандартов могут быть характеристики продукции, правила выполнения технических документов и осуществления процессов поставки на производство, терминология, в основном межотраслевая, например, в области качества, надёжности, экологии, требования к маркировке и таре и др.

Правила, нормы и рекомендации предназначены для работ по разработке, пересмотру и отмене стандартов, этапности разработки, правилам изложения и оформления и др.

Стандарты организаций могут регламентировать характеристики продукции,

технологические процессы, комплексные системы управления качеством и др.

Национальный орган РФ по стандартизации определён Указом Президента

РФ – Федеральное агентство РФ по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации обеспечивает:

– соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому

прогрессу;

– создаёт и координирует технические комитеты по стандартизации;

– принимает и реализует программы разработки, экспертизы, утверждения,

опубликования и распространения национальных стандартов и утверждает знак соответствия национальным стандартам;

– разрабатывает международные стандарты, участвует в работе международных

организаций по стандартизации и др.

Технические комитеты ТК по стандартизации являются важным компонентом структуры системы стандартизации в РФ. Создание технических комитетов,

координация их деятельности, экспертиза в них национальных стандартов


являются важной функцией системы стандартизации и национального органа по стандартизации РФ.

Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации,

нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации (ст.15). Стандарты организаций в национальную систему стандартизации не входят. Принципиально важным является положение о подтверждении знаком соответствия национальному

стандарту продукции, соответствующей требованиям этого стандарта.

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов, должен

обеспечить доступность программы заинтересованным лицам. Правила разработ ки и утверждения национальных стандартов предполагают возможность их разработки любым лицом, обязательность публичного обсуждения и

экспертизы в ТК (ст.16). .

Процесс разработки национального стандарта предусматривает временные ступени:

- уведомление о разработке;

- завершение публичного обсуждения проекта;

- направление в ТК по стандартизации предложения об утверждении или отклонении проекта;

- принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении проекта стандарта.

Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке,

установленном для разработки и утверждения национальных стандартов.

Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании

федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в

результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться

требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.

Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или)

сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных

стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может

осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований

технических регламентов. В этом случае допускается применение иных


документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического

регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования

(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными

органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе положений п. 3 - 6 ст. 16.

Стандарты организаций (ст.17) являются эффективным инструментом внутрифирменного регулирования и регламентации функций, повышения

эффективности, обеспечения системы управления качеством, использования ресурсов и др. Порядок разработки стандартов организаций, их изменений,

отмены и др. устанавливается организациями самостоятельно. Стандарты организаций могут разрабатываться с привлечением ТК по стандартизации.

После вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» министерствам

и ведомствам запрещается принимать обязательные к применению стандарты и нормы. Изданные до 1 июля 2003 г. стандарты и нормы являются обязательными только в части безопасности продукции и услуг. Указанные стандарты и нормы с 1 июля 2010 г. перестают быть обязательными, т.к. обязательными становятся только требования, включённые в технические регламенты.

 

 

Глава 5. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ И АККРЕДИТАЦИЯ