Положения о стандартизации в ФЗ
«О техническом регулировании»
Глава 3 «Стандартизация» включает семь статей: цели (ст.11), принципы (ст.
12), документы (ст. 13), национальный орган РФ по стандартизации, технические комитеты (ст.14), национальные стандарты, общероссийские классификаторы
технико - экономической и социальной информации (ст.15), правила разработки и утверждения национальных стандартов (ст. 16) и стандарты организаций (ст.
17).
Стандартизация осуществляется в целях (ст. 11):
– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
– повышения уровня безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечения научно-технического прогресса;
– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рационального использования ресурсов;
– технической и информационной совместимости;
– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-статистических данных;
– взаимозаменяемости продукции.
Достижение целей стандартизации обеспечивается разработкой документов,
способствующих выполнению требований технических регламентов, проведению исследований и разработок продукции, созданию и реализации методов и конструкций, обеспечивающих защиту или снижение возможного
Ниже приведены некоторые понятия, определённые в ФЗ (ст. 2).
Стандартизация– деятельность по установлению правил и
характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
Стандарт– документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их
нанесения.
Национальный стандарт– стандарт, утверждённый национальным органом
Российской Федерации по стандартизации.
Международный стандарт– стандарт, принятый международной организацией.
Свод правил- документ в области стандартизации, в котором содержатся
технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.
Кроме того, в рамках задач стандартизации создаётся документация, регулирующая порядок проведения разработок, правила принятия и оформления решений, обозначения решений и конструкторских документов, правила выполнения и состав конструкторских и технологических документов и др.
В достижении целей стандартизации значительную роль играют классификаторы, с помощью которых регистрируется документация на продукцию, разрабатываются перечни импортируемой продукции,
разрабатывается информация об отечественной продукции для внутренних и внешних рынков, реализуются учётные функции по статистике, налогообложению и др.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами (ст. 12):
– добровольного применения стандартов;
– максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением особых случаев;
– недопустимости создания препятствий производству и обращению
продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени,
чем это необходимо для достижения целей стандартизации;
– недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
– обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Принцип добровольного применения стандартов обусловливает отсутствие со стороны государственных органов требований по показателям качества,
техническим решениям, технологическим требованиям. Цель применения стандартов – в содействии разработчикам и изготовителям создавать продукцию высокого качества, предоставлять им свободу действий. Критерии качества формирует потребитель, востребуя или невостребуя продукцию на рынке.
Принципы осуществления стандартизации способствуют:
– достижению компромисса между желаниями потребителя и возможностями разработчика при обеспечении конкурентоспособности;
– обеспечению мирового уровня отечественной продукции, в том числе благодаря применению международных стандартов;
– способствуют гармонизации взаимоотношений служб разработчиков,
изготовителей и поставщиков;
– содействуют повышению уровня безопасности и др.
Единообразие применения стандартов – принцип, вытекающий из понятий
«стандарт» и «стандартизация».
К документам в области стандартизации относят (ст. 13):
– национальные стандарты;
– правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;
– классификации, общероссийские классификаторы технико – экономической и социальной информации;
– стандарты организаций;
- своды правил.
Объектами национальных стандартов могут быть характеристики продукции, правила выполнения технических документов и осуществления процессов поставки на производство, терминология, в основном межотраслевая, например, в области качества, надёжности, экологии, требования к маркировке и таре и др.
Правила, нормы и рекомендации предназначены для работ по разработке, пересмотру и отмене стандартов, этапности разработки, правилам изложения и оформления и др.
Стандарты организаций могут регламентировать характеристики продукции,
технологические процессы, комплексные системы управления качеством и др.
Национальный орган РФ по стандартизации определён Указом Президента
РФ – Федеральное агентство РФ по техническому регулированию и метрологии.
Национальный орган по стандартизации обеспечивает:
– соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому
прогрессу;
– создаёт и координирует технические комитеты по стандартизации;
– принимает и реализует программы разработки, экспертизы, утверждения,
опубликования и распространения национальных стандартов и утверждает знак соответствия национальным стандартам;
– разрабатывает международные стандарты, участвует в работе международных
организаций по стандартизации и др.
Технические комитеты ТК по стандартизации являются важным компонентом структуры системы стандартизации в РФ. Создание технических комитетов,
координация их деятельности, экспертиза в них национальных стандартов
являются важной функцией системы стандартизации и национального органа по стандартизации РФ.
Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации,
нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации (ст.15). Стандарты организаций в национальную систему стандартизации не входят. Принципиально важным является положение о подтверждении знаком соответствия национальному
стандарту продукции, соответствующей требованиям этого стандарта.
Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов, должен
обеспечить доступность программы заинтересованным лицам. Правила разработ ки и утверждения национальных стандартов предполагают возможность их разработки любым лицом, обязательность публичного обсуждения и
экспертизы в ТК (ст.16). .
Процесс разработки национального стандарта предусматривает временные ступени:
- уведомление о разработке;
- завершение публичного обсуждения проекта;
- направление в ТК по стандартизации предложения об утверждении или отклонении проекта;
- принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении проекта стандарта.
Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке,
установленном для разработки и утверждения национальных стандартов.
Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в
результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться
требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.
Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или)
сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных
стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может
осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований
технических регламентов. В этом случае допускается применение иных
документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического
регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.
Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными
органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе положений п. 3 - 6 ст. 16.
Стандарты организаций (ст.17) являются эффективным инструментом внутрифирменного регулирования и регламентации функций, повышения
эффективности, обеспечения системы управления качеством, использования ресурсов и др. Порядок разработки стандартов организаций, их изменений,
отмены и др. устанавливается организациями самостоятельно. Стандарты организаций могут разрабатываться с привлечением ТК по стандартизации.
После вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» министерствам
и ведомствам запрещается принимать обязательные к применению стандарты и нормы. Изданные до 1 июля 2003 г. стандарты и нормы являются обязательными только в части безопасности продукции и услуг. Указанные стандарты и нормы с 1 июля 2010 г. перестают быть обязательными, т.к. обязательными становятся только требования, включённые в технические регламенты.
Глава 5. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ И АККРЕДИТАЦИЯ