И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА ФРАНЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ

План лекции:

1. Великая Французская буржуазная революция, ее основные этапы и историческое значение.

2. Конституционное и текущее законодательство основных этапов революции. Создание чрезвычайных органов управления в период якобинской диктатуры.

3. Государственно-политический строй Франции периода Первой империи.

4. Легитимная монархия. Конституционные хартии 1814 и 1830 г.г.

5. Вторая республика и Вторая империя. Конституции 1848 и 1852 года.

6. Утверждение Третьей республики во Франции. Парижская Коммуна 1871 г. Конституционные законы Третьей республики и ее последующая эволюция.

ИСТОЧНИКИ:

Конституции и законодательные акты Французской Республики. М., 1958

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1791 г. г. - М., 1984.

2. Ефимов А.В. Французская буржуазная революция ХУШ в. М., 1956

3. История Франции. М., 1973. Т.2

4. Крашенинникова Н.А. Великая Французская буржуазная революция и ее первые конституционные акты //Вестник Московского университета. Право. 1989, №4

5. Крутоголов М.А. Центральные органы власти Французской революции. М., 1956

6. Кропоткин Л.А. Великая Французская революция - М., 1979.

7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права - М., Л., 1986

8. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии 1789.-1792. Л., 1982

9. Серебренников П.П. Конституционное право Франции. М., 1978

История государства и права Франции богата самыми разнообразными событиями, институтами и документами. Монархии и республики в самом пестром разнообразии своих политических форм и оттенков неоднократно сменяли друг друга на протяжении двух последующих столетий. Действующая в настоящее время Конституция 1958 года является двенадцатой с 1791 года писаной конституцией страны, которая за тот же отрезок времени знала несколько временных правительств и различных политических режимов.

Как же происходила историческая эволюция всех этих разнообразных государственных форм, правовых институтов, политических режимов, сменявших друг друга?

Великая Французская буржуазная революция 18 века представляет собой событие огромной важности в истории становления и утверждении буржуазного строя и соответственно буржуазного типа государства и права. По радикальности своего содержания, по буржуазным преобразованиям эта революция имела мировое значение.

В последней четверти 18 века Феодальный строй во Франции окончательно изжил себя, а режим абсолютной монархии сковывал развитие производительных сил. Франция занимала одно из первых мест в Европе по своему экономическому развитию, оставаясь в целом аграрной страной.

Носителем новых производственных отношений во Франции было третье сословие. Его политическим авангардом была буржуазия, в руках которой были сосредоточены громадные состояния, торговля, промышленность. В имущественном отношении буржуазия была разнородной; наряду с верхушкой, к которой принадлежали банкиры и собственники крупных предприятий, существовали круги средних и мелких буржуа, последние уже примыкали непосредственно к городскому плебсу.

Буржуазия нуждалась в отмене внутренних таможенных сборов, увеличивавших внутреннюю продажную цену, в едином и свободном рынке, единой системе мер и весов, банковского кредита, в единой правовой системе. Она добивалась контроля за расходованием налогов, участия в законодательстве. Она требовала гласного суда взамен произвола, местного самоуправления взамен экзекуций. В осуществлении этих мер были заинтересованы и другие социальные группы населения, входившие в третье сословие.

Своим политическим требованиям буржуазия сумела легко придать общенациональное значение. Ее идеологи не уставали повторять : "равенство всех перед законом", "свобода для всех", "свобода, равенство, братство". Таким образом, французская буржуазия в целом являлась носительницей передовой идеологии.

Вооруженное восстание 14 июля 1789 года и взятие Бастилии считаются началом Великой Французской революции. Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 года. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.

В августе 1792 года была свергнута монархия во Франции и 21 сентября провозглашена республика. Однако жирондисты, захватившие власть, считали посчитали революцию законченной и постепенно перешли в лагерь реакции.

2 июня 1793 года после вооруженного восстания власть перешла в руки якобинской партии (третий этап революции). Режим, созданный якобинцами во имя борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Якобинская республика дала предостерегающий урок истории, когда нетерпение, находившихся у власти доктринеров вырождается в нетерпимость, а революционное насилие, освобожденное от рамок законности, в конечном итоге превращается в произвол. Постепенно от якобинцев отходит буржуазия, находившаяся в союзе с ними, пока была реальна угроза возврата абсолютизма. Потеряли поддержку якобинцы и в среде крестьянства, недовольного политикой твердых цен и террора, захлестнувшего страну.

Сохранение в силе закона Ле Шапелье (1791г.), запрещавшего рабочие объединения, проведение забастовок и стачек, разгром левых течений оттолкнули от Робеспьера и его сторонников трудящиеся массы. Сужение социальной опоры якобинцев стало одной из главных причин отстранения их от власти.

Летом 1794 года (27 июля или 9-го термидора по республиканскому календарю) диктатура якобинцев была ликвидирована.

Важнейшим программным документом Французской революции явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года и содержавшая принципы нового общественно-политического строя Франции, которая в последствии вошла в Конституцию 1791 года. Декларация опиралась на теорию естественного права.

В качестве естественных и неотъемлемых прав человека, дарованных природой провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому.

Ст.1 гласила "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" (1).Тем самым подчеркивалась отмена сословных привилегий.

В Декларации не упоминалось прямо о форме правления, но говорилось, что "источник суверенитета зиждется по существу в нации" и что никакая корпорация и никакой отдельный человек не могут располагать властью не исходящей от нации. Внешняя законодательная власть вручалась представительному органу. Ст.6 Декларации формулировала : "Закон есть выражение общей воли" . Впервые в истории были провозглашены такие гражданские права, как свобода слова, свобода совести, свобода печати.

Особое внимание Декларация уделяла праву на собственность, отнеся его к естественным правам человека и объявив право собственности неприкосновенным и священным. Причем игнорировалось принципиальное различие между отдельными видами собственности и, тем самым. создавалось видимость равной защиты имущественных интересов всех: буржуа, рабочего, крупного землевладельца и батрака.

Декларировалась неприкосновенность личности, (Ст.7) принцип "нет преступления без указания о том в законе" (Ст. 7-8), презумпция невиновности (Ст. 9)

Декларация произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. Она у многих изменила миропонимание эпохи, стимулировала их борьбу с абсолютистским строем за становление демократии.

Вместе с тем положения Декларации, звучавшие, как утверждение справедливости, даруемой всем, были достаточно абстрактны и позволяли толковать ее в интересах прежде всего буржуазии. Трудящиеся массы не дождались уменьшения безработицы, понижения цен на продукты питания, наделения рядовых граждан правами, провозглашенными в Декларации. Учредительное собрание в декабре 1789 года приняло декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей. Согласно ему все граждане делились на "активных" и "пассивных", причем последние лишались избирательных прав. Особенно высокий имущественный ценз устанавливался для тех. кто мог быть избран (обладание земельной собственностью и уплата налога стоимостью в одну серебряную марку, равную 50 ливрам. (Декрет о марке серебра). Таким образом, в основе деления граждан лежала собственность.

В 1791 году на основе Декларации прав человека и гражданина была разработана и принята первая в истории Франции Конституция. Она устанавливала государственный строй, основанный на принципах: разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.

Законодательная власть принадлежала однопалатному национальному собранию. Депутаты его обладали правом неприкосновенности. К компетенции Национального собрания было отнесено законодательство, учреждение новых государственных должностей, высшая финансовая политика, решение вопросов войны и мира.

Исполнительная власть вручалась королю, причем подчеркивалось что король царствует лишь в силу закона и лишь от имени закона он может требовать повиновения. Вводился принцип контрассигнатуры, министры назначались королем, но могли быть преданы суду национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству. Местные органы власти создавались на основе выборов, а не назначения, как было в прежние времена. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций было создано 83 департамента в свою очередь, разделенных на дистрикты (уезды) и кантоны (волости)

Цензовой была и система выборов в Национальное собрание. Из 26 млн. французов и француженок лишь 4 млн. сделались активными гражданами, т.е. получили право голоса.

Следуя принципу разделения властей, конституция отняла судебные функции у короля и отказалась наделить ими Законодательное собрание. Судебные органы сверху донизу были выборными, а судьи - несменяемыми. Отправление суда стало осуществляться с помощью присяжных заседателей

По сравнению с Декларацией прав человека и гражданина 1789 года Конституция 1791 года представляла собой шаг назад, так как она отходила от демократических принципов в вопросе о форме правления. Равенство всех перед законом открыто заменялось политическим неравенством в результате введения имущественного ценза в избирательное право. После принятия Конституции 1791 года революция для крупной буржуазии по существу закончилась, т.к. ее главная цель - завоевание политической власти - была достигнута.

Конституция 1791 г. действовала до августа 1792 года. В течении этого периода сложились основные политические группировки выражавшие интересы различных слоев буржуазии :

- фейяны, представлявшие крупную конституционно-монархическую буржуазию и либеральное дворянство ( их сторонники собирались в монастыре Ордена фейянов ;

- жирондисты, выражавшие интересы торгово-промышленной буржуазии ( многие их руководители были депутатами от департамента Жиронды );

- якобинцы, представители мелкой и отчасти средней буржуазии. ремесленников, крестьянства ( заседания проходили в библиотеке монастыря святого Якова)

В 1789 - 1791 году в политической жизни страны доминировали фейяны. Летом 1792 года после поражения в войне с Австрией и Пруссией положение в стране еще значительно ухудшилось и народ поднялся на восстание. В это время возросло значение Парижской коммуны - органа самоуправления столицы. Первоначально в Коммуне преобладало влияние фейянов, затем жирондистов, но в ночь на 10 августа 1792 года была образована повстанческая Парижская Коммуна, где большинство уже имели якобинцы.

После ареста короля в истории революции закончился период конституционной монархии. Был создан новый орган государственной власти - Национальный Конвент на основе всеобщего избирательного права. Большинство в нем получили жирондисты. Исполнительная власть была передана временному правительству, называемому Временным исполнительным комитетом.

Конвент начал свою работу в дни победы над интервентами при Вальми. В обстановке всеобщего ликования наметилось подобие временного примирения сторон. По существу единогласно Конвент утвердил упразднение монархии во Франции, отмену конституции 1791 года, а вместе с ней и деление граждан на "активных" и "пассивных" (Декрет от 21-22 сентября 1792 г.). Франция провозглашалась республикой единой и неделимой (Декрет от 25 сентября 1792 г.)

Однако жирондисты не сумели решить ряд важнейших вопросов революции: не были ликвидированы феодальные отношения в деревне, не решена продовольственная проблема в городах. Положение усугубил роялистский мятеж в Вандее и новые поражения в войне с Австрией и Пруссией.

2 июня 1793 года вооруженные граждане и национальные гвардейцы. руководимые якобинцами во главе с комитетом Парижской Коммуны. свергли правительство жирондистов.

Якобинская партия начала свое правление с издания закона о продаже крестьянам земли, конфискованных у феодалов. Был разрешен раздел общинной земли (Декрет от 10 - 11.06 1793 г.). Вслед за этим последовал Декрет от 17.06.1793 г., отменявший все феодальные повинности. Аграрное законодательство якобинцев закрепило их политический союз с крестьянством. В результате значительная часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников. Но полностью крупное землевладение ликвидировано не было.

Одновременно с этим столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была подготовлена новая конституция. Этот документ уже 24 июня 1793 года был принят Конвентом. По установившейся традиции он состоял из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Декларация 1793 года в отличии от Декларации 1791 года своей теоретической основой имела учение Руссо о народном суверенитете и демократической республике. Особенно лидеров якобинцев привлекали эгалитористские идеи, суть которых в том. что необходимо обеспечить не только политическое равенство, но и преодолеть чрезмерное имущественное неравенство при сохранении частной собственности.

В Декларации имелись принципиально новые по своему положению статью. К ним относится в первую очередь статья, запрещавшая монархию под страхом смертной казни. Огромное политическое значение имеет последняя статья, закрепившая право народа на революцию.

Верховенство закона, рассматриваемого как выражение общей воли, неразрывно увязывалось с суверенитетом народа.

"Суверенитет зиждется в народе, он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем. Вместо понятия "нация", "суверенитет нации" вводится понятие "народ", суверенитет народа" Демократические принципы Декларации нашли свою конкретизацию в конституционном акте, установившем государственный строй. Введению конституции в действие помешал переворот 1794г. положивший конец якобинской диктатуре. Таким образом. Конституция 1793 года осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.

Диктатура якобинцев оформилась летом 1793 г. При ней верховным органом республики являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть. Легализирование сосредоточения властных полномочий в руках Конвента произошло согласно учредительному закону от 4 декабря 1793 г. «О революционном порядке управления». Данный орган власти объявлялся «центром управления» и единственной движущей силой в государстве. Комиссары Конвента в департаментах имели неограниченные полномочия. Им поручалось производить «чистку» местных органов, наводить «революционный порядок», смещать командующих армией и назначать новых.

Власть революционного правительства сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами. Ему подчинялись другие органы власти, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом.

Радикализм политического переустройства закономерно сопровождался леворадикальной социальной политикой. В тех условиях она носила частично утопический, частично популистский характер заигрывания с городскими низами. Правительство осуществило серию принудительных займов у богатых людей, которые были замаскированной конфискацией. Вводились жесткие меры по ограничению торговли, в особенности продуктами первой необходимости. На большинство товаров, на рабочую силу, денежные операции устанавливались максимумы цен.

Политическая диктатура сопровождалась повальной дехристианизацией и вытеснением из общества не присягнувших Революции и сохранявших привязанность католической вере священнослужителей. Был введен новый «Культ Верховного Существа»: 8 июня 1794 г. он был официально отпразднован в Париже, и это рассматривалось как идейная основа возвеличивания диктатуры.

В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал., постепенно превратившийся в действующее орудие революционного террора. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой. Декретом 10 июня 1794 года террористической направленности Ревтрибунала было придано законное основание. Преследование «врагов народа» стало определяющим мотивом репрессий. Разбор дел проходил по условной судебной процедуре, по новым процессуальным правилам. Уликами признавались любые доказательства, в т.ч. и моральные. Предварительное рассмотрение отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. В случае, если улики были налицо, то свидетелей не вызывали. Апелляции и кассации не допускались. Единственным наказанием была смертная казнь, которую приводили в исполнение в день вынесения приговора.

Еще одним законным основанием массового террора стал декрет «О подозрительных» 17 сентября 1793 г. Согласно ему все лица, объявленные «подозрительными», немедленно должны быть арестованы. Списки «подозрительных» должны были составляться по округам особыми наблюдательными комитетами, заменившими органы самоуправления.

Беспощадно истребляя своих врагов, якобинцы часто били по истинным патриотам. На основе провокационного обвинения были отправлены на гильотину сторонники радикала Эберта, десятки якобинцев во главе с Дантоном.

Внутренние раздоры и внеправовой террор окончательно раскололи лагерь якобинцев. Опираясь на растущее недовольство в стране, на окрепшую армию, ставшую реальной политической силой под командованием новых революционных генералов, группа центристов подготовила внутриправительственный заговор. В результате термидорианского переворота диктатура правительства якобинцев была уничтожена.

После прихода к власти термидорианцев были казнены руководители якобинцев, а также большая часть Парижской Коммуны (более 100 человек). Были отменены законы о максимуме, о налогах на богатых. Конвент ликвидировал важнейшие административные и политические институты диктатуры.

Стремясь укрепить свое политическое положение термидорианский конвент разработал и утвердил в 1795 году новую конституцию (по тогдашнему счету III - года республики). Ее преамбула включала Декларацию прав и обязанностей человека и гражданина, из которой были исключены положения о праве народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном праве всех быть избранными на государственные должности.

Основным принципом государственного строя по конституции было представительное правление и разделение властей. Законодательный корпус состоял по этой конституции из двух палат (ст. 44): нижней палаты (Совет 500 - имела инициативу законодательства и обсуждала законопроект (Ст. 76-81)), верхней палаты (Совет старейшин - либо принимала, либо отвергала законопроект без права внесения поправок (Ст. 95)).

Избирательное право характеризовалось высоким имущественным цензом, цензом оседлости, многоступенчатостью выборов. Высокий возрастной ценз (21 - 25 лет) значительно ограничивал круг избирателей Для членов Совета старейшин был установлен повышенный возрастной ценз - не менее 40 лет - и дополнительное условие (основанное на представлениях о добропорядочности): нужно было быть женатым или вдовцом ст.83)

Исполнительная власть вручалась особому комитету из 5 членов назначенных законодательным корпусом (ст. 132). Он был назван Директорией. Директории принадлежало право назначения министров, командующих армиями и других должностных лиц. Ежегодно один из членов Директории должен был переизбираться.

Государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 года, обладал внутренней неустойчивостью. Термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения «левых якобинцев», а с другой – возрождение монархических стремлений в обществе. Непопулярные политические меры, параллельно с поразившим страну финансовым и экономическим кризисом, вызвали общественное напряжение. Крупная буржуазия стала искать сильную личность. Выбор пал на популярного генерала Бонапарта.

В 1799 году (9 - 10 ноября или 18 - 19 брюмера) Бонапарт разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредотачивалась в руках первого консула, которым стал Бонапарт.

Новый политический режим нашел свое отражение в Конституции 1799 года - VIII года республики. Новой конституции не предшествовала, как в прежние годы, Декларация прав. Конституция даже не упоминала о политических свободах.

Высшая власть передавалась в руки трех консулов, причем двое их них лишь маскировали личную неограниченную власть первого консула. Избирались они на 10 лет. Созданные Госсовет, Трибунал, Законодательный корпус, Охранительный сенат в совокупности должны были осуществлять законодательную власть. Однако лишь подпись первого консула делала законопроект законом. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти.

Спустя год упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручалась, назначенному правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации госаппарата достиг своего логического завершения.

В 1802 году Наполеон сделал свои полномочия первого консула пожизненными с правом назначения себе преемника ("монархия в республиканских одеждах"). Сенатус-консульт, закреплявший эти конституционные перемены, был принят по итогам плебисцита, что отражало реальную общественную поддержку власти Первого консула.

В 1804 году Наполеон также с одобрительного референдума провозглашается императором и полностью сосредотачивает в своих руках законодательную и исполнительную власти. Огромное влияние на политическую жизнь оказывает армия, особой заботой властей был окружен полицейский аппарат и в частности тайная политическая полиция, наделенная почти неограниченными полномочиями.

Наполеоновское правительство заключило соглашение (конкордат) с главой римской католической церкви, по которому католицизм признавался "религией большинства французов". Все чины церкви назначались правительством и утверждались в Ватикане. Духовенство стало получать жалование от государства.

Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными опорами императорской власти.

История империи была заполнена непрерывными войнами, носившими захватнический характер. В конечном итоге это привело ее в 1814 году к краху.

 

После поражения империи была реставрирована монархия Бурбонов. Дворянская реакция требовала восстановления дореволюционного абсолютизма. Но это было уже невозможно, и Хартия 1814 года закрепляла конституционное королевское правление. Особа короля объявлялась священной. Ему вручалась вся полнота исполнительной власти и вместе с тем значительные права в сфере власти законодательной. В частности, право издания указов помимо парламента, право окончательного подписания проектов законов, право законодательной инициативы и др. Официальная законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту (палата депутатов и палата пэров). Нижняя палата выбиралась, верхняя назначалась королем, причем он имел право назначать пэров пожизненно и даже наследственно.

Имущественные и возрастные цензы отстраняли от участия в выборах значительную часть взрослого мужского населения страны. Из 31 миллионного населения право выбирать имели лишь 50 тысяч, а избранными могли быть не более 15 тысяч.

Легитимная монархия охраняла в основной своей части военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне.

В июне 1830 года правительство решило упразднить конституционный режим, установленный Хартией 1814 года. Был принят ряд ордонансов: об уменьшении вдвое числа депутатов в нижней палате (право избирать и быть избранными осталось за крупными земельными собственниками); о введении дополнительной цензуры прессы; о запрещении собраний и манифестаций.

Ордонансы вызвали бурные протесты в стране. В июне 1830 года началось вооруженное восстание. После ожесточенных боев столица оказалась в руках восставших, которых поддержала провинция. Карл Х бежал. С "легитимной" монархией было покончено навсегда. На престоле оказался представитель младшей династии Бурбонов Луи-Филипп Орлеанский.

Новый режим ознаменовал свое рождение Конституцией, получившей известность как Хартия 1830 года. Она была весьма сходна с Хартией 1814 года. Были лишь расширены права парламента. Снижены имущественный и возрастной цензы, но подавляющее число населения в выборах не участвовали. Важнейшие звенья государственного аппарата никаких изменений не претерпели. Изменений к лучшему в положении трудящихся не произошло.

 

Зимой 1848 года народ Парижа, прежде всего рабочие, поднялись на вооруженное восстание, что привело к отречению короля Луи-Филиппа. Образованное временное правительство под давлением масс провозгласило республику во Франции.

В Конституции, принятой в ноябре 1848 года, было торжественно подтверждено "Франция конституируется в Республику" (ст.1)

Основными принципами, установленного Конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось однопалатное Национальное собрание, избираемое на 3 года. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решения вопросов войны и мира, утверждения торговых договоров и некоторые другие. Главой исполнительной власти становился Президент, который избирался на 4 года. Он назначал и смещал министров, префектов, губернаторов колоний, командующих армией и флотом. Президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.

Органы центрального местного самоуправления не претерпели каких-либо изменений. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте.

Конституция 1848 года вводила сравнительно демократическую систему избирательного права. Всеобщее избирательное право (для мужчин) осуществлялось впервые прямыми выборами при тайном голосовании. В целом конституция 1848 года была несравненно либеральнее предыдущих конституций, но в то же время гражданские свободы (свобода слова, печати, собраний и т.д.) были снабжены рядом оговорок, сводивших их к простому декларированию.

В Конституции не было "противовесов" на случай конфликта конституционных властей. Ст. 68 предусматривала возможность лишения президента своих полномочий и передачи власти Национальному собранию. Но собрание не было наделено для этого реальной силой. Президент же наоборот не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но мог сделать это силой.

В декабре 1851 года на волне политического кризиса, грубо нарушив Конституцию, президент Луи-Наполеон разгоняет Национальное собрание. Переворот прошел при опоре на армию, что вызвало возмущение в стране. Но в конце декабря 1851 года переворот был легитимирован. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента и о даровании ему необходимых полномочий для восстановления конституции принес Луи-Наполеону убедительную победу.

По Конституции 1852 года вся полнота государственной властей передавалась в руки Президента. Законодательная власть осуществлялась Госсоветом, Законодательным корпусом и Сенатом, но уже совместно с Президентом. Только главе государства давалось право законодательной инициативы, на основе предложений Президента Госсовет составлял законопроекты.

Общественная поддержка режима склонила правительство к открытому возрождению монархии. 7 ноября 1852 года республика была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Президент был провозглашен императором под именем Наполеона Ш.

В стране устанавливается военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя выступала кажущимся посредником между ними. В 1870 году правительство объявило о принятии новой "либеральной" конституции, наиболее важным нововведением явилось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса. Но завершению этого позитивного процесса помешал внешнеполитический фактор.

 

 

Поражение Франции в решающем сражении с Пруссией под Седаном определило судьбу наполеоновской монархии. Фактическое низложение императора активизировало республиканские настроения и 4 сентября 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции).

Однако, становление государственного строя республики было осложнено, помимо продолжавшегося режима прусской оккупации, сепаратистскими настроениями Парижа, которые вылились в крупномасштабный мятеж.

В период с 18 марта по 28 мая 1871 г. государственная власть в Париже перешла к особому органу – Парижской коммуне. Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные революционные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.

Состав Совета Коммуны разделился на 10 комиссий, высшей из которых являлась Исполнительная комиссия. 1 мая на базе этой комиссии утверждается Комитет общественного спасения.

Париж был разбит на 20 округов, во главе каждого стояла муниципальная мэрия, которая подчинялась Коммуне. Во все важные учреждения посылались комиссары. Почти во всех кварталах имелись комитеты бдительности.

Под влиянием членов Интернационала Коммуна издала ряд декретов, которые должны были засвидетельствовать принципиально новую социально-экономическую и правовую политику, направленную на отрицание частной собственности и на социалистическую организацию производства.

Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, запрещались произвольные обыски, аресты, реквизиции.

Радикальную демократизацию судебной системы коммунарам , однако, не суждено было осуществить. Острота политической ситуации поставила вопрос о создании чрезвычайных органов. Согласно декрета от 5 апреля в ответ на зверства версальского правительства предусматривалось создание Обвинительного жюри для вынесения приговора в течение 48 часов в отношении лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.

Попытки ряда организаций примирить Коммуну с центральным правительством окончились неудачей. 21 мая войска версальского правительства вступили в город и к 28 маю Коммуна была подавлена. Действия обеих сторон носили террористический характер: коммунары прибегли к практике расстрела заложников из числа духовенства и имущих, версальцы - к массовым расстрелам взятых с оружием в руках. Военные суды в отношении коммунаров действовали до 1876 года. Суду были приданы более 35000 человек, значительная часть которых была осуждена на депортацию и ссылку.

Основной политической проблемой стал вопрос о государственном строе страны. Выработка была поручена Национальному собранию, где большинство составляли монархисты. Однако во Франции к тому времени не было социальной опоры для монархии. Политика II империи окончательно рассеяла монархические иллюзии крестьянства (70 % населения страны)

В этих условиях собрание несколько изменило свою политику, пытаясь создать как бы не совсем монархию, но строй близкий к монархическому. Было принято три основных закона, которые вместе и составили конституцию страны. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей".

Ни одна из статей прямо не утверждала. Но в целом, три закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Президент, который избирался парламентом, был наделен всеми атрибутами конституционного монарха, не хватало лишь положения о наследственном характере власти. Многое было сделано для того, чтобы лишить полномочий Палату депутатов. Фактически было создано такое положение, что ни один законопроект без согласия Сената не мог получить силу закона. С согласия Сената Палата депутатов могла быть распущена президентом, а Сенат нет.

Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась после 1875 года. В 1884 году были приняты некоторые важные поправки к Конституции 1875 года. Запрещалось пересматривать республиканскую Форму правления. Члены династии, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента. Сенат вместо назначения избирался выборщиками от Коммуны.

В итоге Конституция 1875 года претерпела важные изменения:

1) Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти (неограниченные правомочия в области законодательства и расширение влияния в области исполнительно-распорядительной деятельности);

2) произошло уменьшение власти президента;

3) выявилась относительная слабость правительства: оно было подконтрольно обеим палатам и обеспечено их доверием (вотум недоверия любой из палат вынуждал правительство уйти в отставку);

В конце XIX века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие монархические партии составили консервативную партию. Республиканские партии распались на несколько политических группировок: левые республиканцы, левые демократы и т.п., которые не представляли устойчивых политических группировок, кроме партии радикалов (1901 г.)

В этот же период возникают и рабочие партии. В 1879 году создается социалистическая партия. Парламент продолжает оставаться основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выбора депутатов. Палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура.

Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая Коммуна выбирала одного "выборщика". "Выборщики" избирали сенаторов. Многопартийный (многофракционный) парламент и, как следствие, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Но это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющую управление страной. Революционные перевороты не только не поколебали бюрократический механизм, созданный еще во времена империи, но еще более его усовершенствовали и усилили.

Особо примечательной была роль, выполняемая Госсоветом, созданным еще при Наполеоне I. Действуя в тени и формально выполняя лишь консультационные функции по вопросам управления, Совет подчас оказал решающее влияние на характер, принимаемых правительством решений. Госсовет являлся также высшим судом административной юстиции, рассматривавший правонарушения, совершенные чиновниками.

В системе местного управления в основном сохранилось прежнее административное деление. Полномочным представителем центральной власти в департаменте был префект. Он назначался на пост декретом президента. Во главе округа стоял супрефект. Низшей единицей местного самоуправления были коммуны и общины.

Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах, ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов т.д. Префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генсоветов, отменять решения окружных советов. Решения муниципалитета вообще приобретали законную силу после утверждения их префектом.

Третья республика оказалась наиболее долговечной. Она прекратила свое существование в 1940 г. под влиянием главным образом внешних военных и политических обстоятельств, связанных со Второй мировой войной. В целом именно за период Третьей республики во Франции сложился республиканский парламентаризм, характерный для Нового и тем более Новейшего времени.

 

 

Лекция 4.

СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА ГЕРМАНИИ.