Сознание: происхождение и сущность

Сознание высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который также древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организации (как у животных), а приобретенными только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себе объективную деятельность, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знании. Именно поэтому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием . Без понимания, без сознания, которая несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания .

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными знанием и смыслом. Знания, значение и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, объединяя их в единстве сознания. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом (общественное бытие и общественное сознание). Нельзя, однако, отождествлять сознание. только с знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях и чувственно-предметная целенаправленная деятельность человека, направленная на изменение действительности в соответствии с ее собственной сущности.

Язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющая орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Языковое мышление - изменение «идеализированных предметов», т.е. значения и смысла слов, знаков, символов и т.п. – есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны нельзя отождествлять понятие «психика» и «Сознание», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются, в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания («Подсознательное»). Сознание, впитав в себя исторический опыт, знание и методы мышления, выработанные предыдущей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практический осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. В этом смысле «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознания и его отношение к материи (основной вопрос философии).

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Любое сознание имеет конкретно-исторический характер. Каждая эпоха имела представление о том, что такое сознание. Это зависело от их понимания образа мира, от их представлений о нравственности, политике, искусстве и т. д., потому что сознание всегда было «вплетено в язык реальной жизни». Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. Так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью обязательно выясняет природу человеческого сознания. Оно предполагает анализ сознания как специфической человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Сознанием, помимо философии, занимаются многие специальные, гуманитарные и естественные науки. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Ниже приводятся